Горожане как субъекты управления развитием города

Тюменские социологи исследовали цели, формы, инструменты включенности горожан в управление развитием города в рамках комплексного социологического проекта Российского фонда фундаментальных исследований по теме «Социальное пространство умного города: методология управления развитием и социального конструирования». Эмпирической базой анализа послужили результаты массового опроса жителей шести городов Тюменской области и автономных округов (общий объем выборки — 2860 человек), а также данные 65 интервью с представителями власти, бизнеса, некоммерческих организаций этих городов.
Горожане как субъекты управления развитием города
Горожане как субъекты управления развитием города
Темами для анализа стали: определение субъектов управления развитием города, формы и степень (на каких этапах алгоритма управленческого действия население включается в процесс) участия населения в управлении, готовность других акторов системы управления города к принятию горожан как субъектов управления.

Значимость активной гражданской позиции горожан, важность их участия в управлении городскими процессами подчеркивается экспертным сообществом и осознается населением городов. Так, каждый из опрошенных экспертов (представители власти, бизнеса, НКО) высказал мысль о том, что без продуктивного взаимодействия власти и жителей города невозможно «оптимально решить ни одну проблему». Горожане солидарны с такой позицией и считают, что «активно участвуя в жизни своего города, жители могут многое изменить» (74% респондентов).

Однако реальную практику участия людей в решении вопросов городского развития эксперты рисуют в пессимистичных тонах, да и сами горожане оценивают свою личную активность невысоко — только 2% респондентов отметили, что они «участвуют в управлении городом», и еще 6% «участвуют в принятии решений, важных для города». Выявлено несоответствие между представлениями горожан и экспертов о причинах низкой вовлеченности и участия горожан в управлении развитием города. Решение данной проблемы видится в синхронизации целей развития и способов их совместного достижения между субъектами (представители власти, бизнеса, некоммерческих организаций, населения) города.

Исследование показывает, что их потребности схожи, заинтересованность в качественных изменениях тоже имеется. Конструктивное взаимодействие возможно при сформированных в городском пространстве общих разделяемых ценностей, мотивов, компетенций у значимых субъектов управления современным городом.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Вопросы государственного и муниципального управления».

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Рубрики:
Меню