Большие данные незаметно изменили повседневную жизнь. Все больше и больше решений автоматически принимаются нейронными сетями, обученными работе с большими данными. Эта когнитивная автоматизация бросает вызов человеческой уникальности и требует от нас переосмыслить, что значит быть человеком в эпоху машинного обучения.
В социальных и гуманитарных науках когнитивные способности человека также оказываются уже недостаточными: мы не можем работать с миллионами оцифрованных изображений и текстов или миллионами часов этнографического видео без компьютеров, обученных распознавать некоторые вещи, но слепых к другим. Часто использование больших данных и машинного обучения явно приносят пользу обществу и городам. Анализ поведения людей в городах может помочь улучшить городские услуги и направить городское развитие. Анализ спутниковых изображений позволяет нам оценить уровни экономического развития и бедности во многих районах мира, где такая статистика недоступна. Иное использование данных, наоборот, во многих странах пугает людей – системы тотального наблюдения, которые анализируют данные лиц, китайские социальные рейтинги (одобренные большинством образованных людей, живущих в крупнейших городах Китая), поведенческая реклама (показывающая нам рекламу продуктов на основе прогнозов о наших интересах) и использование точно таких же приемов в избирательных кампаниях.
Первоначальный весьма оптимистичный взгляд на бесконечные возможности, открываемые данными и наукой о них для социокультурных исследований, сегодня становится более умеренным. Если методы больших данных являются лишь частью набора инструментов исследователя, когда мы должны их использовать? Как объединить различные методы наблюдения, анализа и представления повседневной жизни в городских условиях? И что именно сегодня представляет собой «город»?
Сегодня недостаточно сказать, что старые категории («досуг», «работа», «дом», «повседневная жизнь», «город» ...) размылись и перестали работать. Возможно, нам нужно разработать много новых категорий, чтобы увидеть городскую жизнь в XXI веке. Могут ли некоторые из этих концепций прийти из новых миров больших данных и науки о данных? Как мы можем объединить этнографию и измерения, исследовательский взгляд и математические прогнозы, опыт и данные?
Мы приглашаем вас поговорить об этих вопросах в Тюмени 10–11 октября.
Формат конференции оставляет достаточно времени для разговоров между спикерами и аудиторией. Приглашенные эксперты охватывают ряд академических и практических дисциплин – урбанистику, социологию культуры, изучение моды, визуализацию данных, дизайн, науку о данных и теорию медиа.