
Психолог ТюмГУ сравнила ценностные ориентации предпринимателей и наемных работников.
Согласно стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ, сектор малого и среднего бизнеса – один из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики.
В современных условиях внешнеполитических санкций и финансовой нестабильности укрепление и развитие малого бизнеса может стать таким же «национальным достоянием», как и сырьевые отрасли экономики.
По мнению многих исследователей, именно особенности ценностных ориентаций личности – наиболее важные психологические факторы предпринимательской и управленческой деятельности.
Статья «Сравнение ценностных ориентаций предпринимателей и наемных работников в регионах России» психолога ИПиП ТюмГУ Юлии Мурзиной вышла в «Национальном психологическом журнале».
Исследование проводилось с помощью методики «Опросник терминальных ценностей» Игоря Сенина. Выборку составили 198 человек (предприниматели – 98 человек, наемные работники – 100 человек).
Исследователь выяснила, что для предпринимателей в отличие от наемных работников характерен более высокий уровень выраженности таких терминальных ценностей как креативность, активные социальные контакты, саморазвитие, достижения и сохранение собственной индивидуальности (p ≤ 0,05).
Значимые различия по шкале «Внутренние терминальные ценности» показывают, что главная цель предпринимателей – самореализация, стремление быть в гармонии с самим собой и нежелание подстраиваться под доминирующие общественные стереотипы.
По шкале «Внешние терминальные ценности» различий между предпринимателями и наемными работниками не было обнаружено: предприниматели и наемные работники одинаково воспринимают значимость ценностей социального признания (социальный престиж и высокое материальное положение).
Что касается шкал жизненных сфер, то здесь отмечается преобладание значимости всех жизненных сфер для выборки предпринимателей по сравнению с выборкой наемных работников (p ≤ 0,05).
Таким образом, обнаружены различия по пяти шкалам терминальных ценностей и пяти жизненным сферам между выборками предпринимателей и наемных работников.
Исследование позволило констатировать большую концентрацию смыслов в разных сферах жизни для предпринимателей. Жизнь предпринимателей описывается как более яркая, многогранная и наполненная.
Результаты исследования позволяют сделать предложения в адрес вузов, инвестиционных и консалтинговых организаций для повышения эффективности их работы с предпринимателями.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ