Психолог ТюмГУ доказала, что формированию образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе подготовки может способствовать внедрение комплексной программы.
Современная профессиональная подготовка в высших учебных заведениях должна быть направлена не только на привитие определенных знаний и навыков, но и на формирование детального образа будущей профессии.
Как показывает практика, многие студенты разочаровываются в выборе будущей профессии. Это происходит из-за того, что при поступлении в вуз идеальные представления студентов о своей будущей профессии не соответствуют реальным условиям работы и задачам, с которыми студенты сталкиваются в процессе обучения. учебы.
Поэтому необходима разработка модели формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на первых этапах их профессиональной подготовки в вузе.
Статья «Образ будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки» Ксении Володиной вышла в «Вестнике СПбГУ. Психология».
В констатирующем эксперименте приняли участие 202 студента первого и второго курсов. Возраст участников исследования – от 17 до 19 лет.
В работе эмпирически доказано, что образ будущей профессии у студентов-психологов – разной степени выраженности. Выявлены типы образа будущей профессии у студентов-психологов. «Непрофессиональный» –несформированный образ будущей профессии, который проявляется в разочаровании в выбранной профессии, пассивности, нежелании учиться.
«Профессиональный маргинал» – для этого типа характерна определенная несформированность образа будущей профессии, что проявляется в слабой выраженности сферы профессиональной жизни, стремлении к развитию и самосовершенствованию как личности, так и как профессионала.
«Профессионально знающий» – профессиональная сфера занимает приоритетное положение, несмотря на слабовыраженные стремления изменить себя, совершенствоваться, меняться, профессионально развиваться.
«Предпрофессиональный» – выраженное формирование образа будущей профессии у студентов: профессиональная сфера –основное содержание жизни студентов; сформировались представления о роли психолога, о будущем профессионале; применение творческого подхода в процессе обучения в вузе.
«Профессиональный» – высокий уровень выраженности профессиональной сферы у студентов, что выражается в стремлении к наиболее полной реализации своих способностей в будущей профессиональной деятельности, использовании элементов творчества в деятельности, желание развиваться и совершенствоваться.
Исследование показало, что среди большинства студентов преобладают «Профессионально знающие» – 122 (48 процннтов) человека.По результатам исследования создана модель построения и формирования образа будущей профессии у студентов-психологов. Данная модель легла в основу учебного курса «Я – будущий психолог», призванного уточнить субъективные представления студентов-психологов о приобретаемой ими профессии, сформировать их осознание и принятие ее, активизировать их мотивационный потенциал.
Выявлены изменения у студентов контрольной группы: отсутствуют типы «Непрофессионал» и «Профессиональный маргинал», выраженность уровня «Профессионально знающий» снизилась до 22 процентов, выраженность типа «Допрофессиональный» увеличилась на 56 процентов, у 22 процентов выражен тип «Профессионал».
Полученные результаты будут полезны при формировании образа будущей профессии у студентов-первокурсников, как при взаимодействии с ними, так и при разработке специальных программ и курсов по улучшению имиджа.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ