Медианавигатор-2019: курс на человека!

Медианавигатор-2019: курс на человека!

Новости института 10 Декабря 2019 506
Завершился очередной фестиваль молодежных проектов «Медианавигатор», который уже пятый раз проводит кафедра журналистики Тюменского государственного университета. В этом году его участниками стали школьники и студенты из Тюменской и Курганской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Девиз фестиваля звучал как «Герой нашего времени», а его главной идеей стал поиск тех, на кого сегодня равняется молодежь.

По словам заведующей кафедрой журналистики Ольги Петровой задача фестиваль по-прежнему определить «верный курс в море информации». В то же время участники должны были обратить основное внимание на человека, повернуться к нему лицом. Будущим журналистам надо было попытаться разглядеть что-то заслуживающее уважение в своих земляках и понять, кого можно считать героями нашего времени, да и нужны ли они сегодня.

В качестве заявок на фестиваль поступили 49 школьных и 10 студенческих проектов

Как рассказала председатель жюри «Медианавигатор» Татьяна Топоркова новинкой стала возможность доработать свои проекты под руководством университетских наставников, а также защита лучших проектов во время съемок ток-шоу телерадиокомпании «Сибинформбюро». Еще одной отличительной особенностью фестиваля стала активность школьников – работ потенциальных абитуриентов впервые было больше, чем у студентов. Это говорит об интересе к медиаобрадованию и высоком авторитете кафедры журналистики ТюмГУ – известной в регионе и за его пределами «кузницы кадров» для СМИ.

Открывая фестиваль, заместитель директора Института социально-гуманитарных наук Индира Крускоп назвала «Медианавигатор» мероприятием, у которого «есть история»: «То, что фестиваль проводится уже пятый раз можно считать своеобразным сертификатом на состоятельность и нужность». 

Приветствуя участников «Медианавигатора» начальник управления массовых коммуникаций областного департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Илона Гимпелевич сказала: «В год 75-летия Тюменской области мы увидели много героев нашего времени, ведь Север осваивался в том числе и жителями районов юга Тюменской области». Кроме того, она оригинально пожелала успехов участникам фестиваля, рассказав анекдот про улицу портных. На одном из домов было написано «лучший портной города», на другом «лучший портной страны», на третьем «лучший портной в мире». А один дом украшала «скромная» надпись: «Лучший портной на этой улице» – именно такими успешными Илона Гимпелевич посоветовала стать будущим журналистам.

Фестиваль «Медианавигатор» стал для его участников своеобразной школой, где на мастер-классах от ведущих специалистов медиа можно было узнать секреты профессионального мастерства. Аспирант ТюмГУ Павел Храмов, представлявший пресс-службу «Единой России», выступил с докладом «Мультимедийная история: как не заблудиться в формате и сделать красиво». Одним из его основных тезисов стало то, что содержание медиа-сообщения всегда важнее формы. Критериями хорошей медийной истории по Павлу Храмову стали: «Мы точно знаем, о чем говорим и кому рассказываем, это дает людям то, чего они еще не знают, и вызывает у аудитории эмоции».

Одним из самых оригинальных мастер-классов назывался «Медиабургер, мастер-класс от шефа», который разработала и провела доцент кафедры журналистики Анна Андреева. Кстати, по итогам фестиваля ее наградили дипломом, как «Лучшую владелицу бургерной». 

Идеей этой деловой игры стало сравнение информационного сообщения с бургером, который по статистике является самой популярной едой в мире. Действительно, в этих понятиях прослеживается много общего – массовость, скорость приготовления и доступность. Основой этого кушанья является хлеб, сравнимый с фактами, но голыми фактами питаются только бизнес-аналитики. Большинству потребителей хочется большего разнообразия или дополнительных ингридиентов, роль которых выполняют различные составляющие медийной истории – фото, видео, звуковое сопровождение и многое другое. Перед участниками игры стояла задача «вкусно» упаковать новость.

Условным инфоповодом стало сообщение о прекращении занятий в школе из-за появившихся на ней трещин. Участникам было предложено провести «мозговой штурм»: кому эта новость может быть интересна и какие вопросы заинтересуют потребителей такой информации. Технология создания медиа-истории включала оценку спроса, разработку уникального рецепта и выбор ингридиентов. Далее следовало определение ее главных тем и решение, какие из них войдут в сообщение. Конструирование цифровой истории включало выбор лучшего формата для раскрытия темы, выбор последовательности медийных кейсов, решение, что будет началом и концом истории.

Важной частью стала организация работы команды и распределение редакционных должностей. Кроме того, школьникам нужно было отреагировать на случай, например болезнь фотографа или неисправность техники, после чего решить, как переформатировать медийную историю. Школьники также выступили в роли продюсеров, которые решали какие ресурсы могут быть выделены на реализацию проекта. Один участник команды оставался презентовать проект, а остальные оценивали работу своих коллег. Ребятам также нужно было озаботиться вопросом продвижения проекта в социальных сетях и его презентацией широкой публике.

Победителем игры стала сборная команда школьников из Тюмени и Ямало-Ненецкого округа. Ее лидер Евгения Корельцева считает, что их победа объясняется нацеленностью ребят на командную работу и коммуникабельностью участников. Среди главных сложностей она назвала необходимость быстро подготовить презентацию проекта. Ребята окрылены успехом, обменялись своими координатами, планируют продолжать общение, а может и совместное творчество.

На мастер-классе «Большие победы «маленьких людей», который был посвящен телевизионной журналистике, журналист «Сибинформбюро» Марина Климович дала рекомендации по выбору героя сюжета. Им может стать человек несмотря ни на что занимающийся любимым делом и делающий его хорошо. Чтобы лучше показать внутренний мир человек надо передать окружающую его атмосферу, поэтому лучше снимать героя в естественной для него среде. Телевизионная картинка – это яркие краски, движение и эмоции. Герой сюжета не должен быть статичен, а в окружающей его среде нужно найти фрагменты способные привлечь внимание зрителя. Кроме того, журналист должен расположить к себе человека, выступить в роли своеобразного психолога. Иногда его можно сравнить со стюардессой, успокаивающей пассажиров во время турбулентности.

«Журналист работает для того, чтобы подать людям хороший пример, – сказала Марина Климович, – Нужно проникнуться жизнью героев сюжета и почувствовать, что их радует. Бывая в многодетных семьях, например, мне всегда хотелось стать многодетной. Вообще, не бойтесь признавать свои ошибки и делайте из них выводы».

На мастер-классе «Радио XXI века» доцент кафедры журналистики ТюмГУ и главный редактор радиостанции «Ребячья республика» Андрей Ковалев рассказывал о современном использовании музыки, дикторском искусстве и о том, как завоевать расположение зрителя выразительными средствами. Обращаясь к победителям фестиваля «Медианавигатор» на церемонии его закрытия он посоветовал ребятам «быть собой и проявлять фантазию».

Кульминацией фестиваля стала съемка ток-шоу «Большая перемена» в Тюменском государственном университете. Участники «Медианавигатора» стали членами зрительского жюри, которое решало судьбу «Гран-при»

В упорной борьбе под прицелом телекамер его завоевала команда в составе Ксении Иваковой, Елизаветы Пугацевич и Анастасии Буяковой из Тюмени. Они представили на фестиваль сюжет о школьнике, который спас жизнь своего друга, провалившегося под лед.

Еще одним итогом «Медианавигатора» стала презентация доцентом кафедры журналистики Николаем Шишкиным бонусной карты RealTalk Тюменского государственного университета. Главной наградой для школьников, которые будут участвовать в университетских мероприятиях, станут дополнительные баллы при поступлении. Кроме того, кафедра журналистики запускает проект «Карта школьных медиа», которая станет базой данных для исследования медиаобразовательной среды Тюменской области.

 

Фотографии можно посмотреть здесь.

Текст: Аркадий Кузнецов



Победителями фестиваля «Медианавигатор» стали:


Студенты, специальный приз «Профессионал»

Номинация «Слово» (за лучшее вербальное раскрытие темы), проект «Как поступить на журфак»

Софья Шинькарюк, Арина Палагута, Юлия Емельянова, Екатерина Коротковских

Номинация «Взгляд» (за лучшее визуальное раскрытие темы), проект группа ВК «DUCK»

Татьяна Аудучинок, Елизавета Макарова, Анна Воробьева

Номинация «Источник» (за самый оригинальный выбор героя), проект «Как так получилось?»

Анастасия Квизикявичус, Надежда Кремлева, Елизавета Кичакова, Роман Федоров

Номинация «Концепция» (за перспективный замысел),

 проект интернет-журнал о русском языке «т(ь)ся»

Анастасия Новоселова, Полина Мингалева, Дарья Парамонова, Ксения Каплунская, Анна Ангелова, Ксения Колобенко


Школьники

Номинация «Слово» (за лучшее вербальное раскрытие темы)

Диплом 3 степени: Елена Тропинина (Ситниково), руководитель Т.Д. Пономарева

Диплом 2 степени: Александра Гасникова, Анастасия Пузырева (Шадринск), руководитель Т.А. Пайвина

Номинация «Взгляд» (за лучшее визуальное раскрытие темы)

Диплом 3 степени: Анастасия Симакова, Никита Шулепов, Анна Левоцкая (Шадринск), руководитель Т.А. Пайвина

Диплом 2 степени: Глеб Хорин, Лия Валитова, Михаил Вафин (Тюмень)

Номинация «Источник» (за самый оригинальный выбор героя)

Диплом 3 степени: Екатерина Семенова, Екатерина Гудкова (Перевалово), спецприз от компании «Лукойл» за работу «Судьба волонтера», руководитель Т.А. Нелюбова

Диплом 2 степени: Валерия Микуляк, Александра Мельникова, Арина Рябова (Тюмень), руководитель А.С. Тихонов


«Гран-при»

Ксения Ивакова, Елизавета Пугацевич, Анастасия Буякова (Тюмень), руководитель Н.О. Коротаева. 




 

Поделиться

рубрики новостей