Эксперты предложили проект реформирования системы образования

Одной из важных проблем российского образования в докладе названа низкая вовлеченность граждан в процессы выбора образовательной траектории.
Эксперты предложили проект реформирования системы образования
Эксперты предложили проект реформирования системы образования
Аналитической группой экспертов подготовлен доклад «12 решений для нового образования». В нем изложены основные позиции, сформулированные в ходе работы над предложениями для стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года.

Цель настоящего доклада – выявить возможности и предложить конкретные действия для радикального усиления вклада сферы образования в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную устойчивость и глобальную позицию России. Главным результатом всех предлагаемых решений станет устойчивый рост качества жизни россиян.

В частности, эксперты предлагают полностью реформировать образование – от раннего развития, школьного обучения, структуры высшего и среднего профессионального образования, научных исследований и до проведения технологического обновления образовательных учреждений.

В докладе подробно проанализированы вызовы российской системы образования. К ним в первую очередь относятся растущая образовательная неуспешность, недостаточный масштаб поддержки талантов, разрывы в качестве профессионального образования, растущее неравенство и др.

Также одной из важных проблем сегодняшнего российского образования в докладе назван формальный характер образования и низкая вовлеченность граждан в процессы выбора образовательной траектории. «Учащиеся, вступая в систему образования, занимают в ней роль исполнителей образовательных программ, сформированных без их участия. Это ведет к низкой вовлеченности учащихся и низкой эффективности обучения, к феномену, когда целью обучающихся становится не получение полезных знаний, а достижение формальных показателей и получение формальных документов об образовании. Образование, построенное таким образом, не выявляет и не развивает способностей и талантов обучающихся», – говорится в докладе.

Эксперты отмечают, что индивидуализация обучения при использовании цифровых технологий и новых форм организации учебного процесса должна стоить в 2024 году дополнительно около 300 млрд руб. В ряде европейских стран высокая стоимость индивидуализации образования в нецифровой среде привела к росту расходов на образование. Однако игра стоила свеч, поскольку индивидуализация образования привела к росту качества человеческого потенциала и степени его капитализации, включая развитие предпринимательства и творческих способностей. Сегодня новые цифровые технологии дают шанс получить аналогичные результаты с меньшими издержками.

Тюменский госуниверситет уже сделал серьезный шаг вперед на пути к индивидуализации образования в вузе. С 2017 года система построения индивидуальных образовательных траекторий реализуется в трех институтах ТюмГУ.

«Мы ставим перед собой масштабную задачу создать во всем университете механизмы и инструменты для индивидуализации образования, сформировать условия для построения каждым студентом собственной траектории развития. Это станет основой новой образовательной модели ТюмГУ на долгие годы вперед, – комментирует ректор ТюмГУ Валерий Фальков. – Это то, к чему нас призывает и государство, и общество. То, что сделает сильнее наших студентов и обязательно понравится работодателям. И это то, что по определению сказывается на привлекательности университета».

Обсуждение экспертного доклада состоялось в Санкт-Петербургском университете в рамках совместного заседания Ассоциации ведущих университетов и Ассоциации глобальных университетов. Участие в обсуждении приняли ректоры и администраторы более сорока российских вузов, в том числе и ректор ТюмГУ Валерий Фальков.

Ознакомиться с полным текстом доклада «12 решений для нового образования» можно здесь.

 

 

 

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Фото пресс-службы СПбГУ

Рубрики:
Меню