
Сегодня мы познакомим вас с новым директором Института государства и права, проректором ТюмГУ Сергеем Зениным.
– Сергей Сергеевич, расскажите вкратце о том, кем и где Вы были до ТюмГУ?
– Я родился в восточном Оренбуржье в городе Новотроицке. Там учился в муниципальной общеобразовательной гимназии № 1. Мне всегда нравилось учиться. После школы обучался в Академии федеральной службы исполнения наказаний, проходил службу в органах внутренних дел РФ. Работал в разных образовательных, научных организациях. Последние 10 лет в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), начинал работать старшим преподавателем кафедры конституционного и муниципального права, потом был заместителем заведующего кафедры, мы долгое время работали с профессором Владимиром Ивановичем Фадеевым. Я возглавлял научно-образовательный центр современных проблем государства и права, руководил различными институтами: дополнительного образования, повышения квалификации, формировал разные новые структурные подразделения - Центр довузовской подготовки, участвовал в создании Института юридического перевода. Это был совместный с коллегами проект. Последние несколько лет я работал директором Научно-исследовательского института университета имени Кутафина. Еще возглавлял кафедру конституционного и международного права в Севастопольском государственном университете, был и являюсь сейчас научным сотрудником кафедры конституционного муниципального права Южно-Уральского государственного университета.
– И как попали в Тюмень?
– Одним из направлений в моей научно-исследовательской деятельности являются новации в области образования в рамках национального проекта «Цифровая экономика» и реализации отдельных его положений. Мы с коллегами разрабатывали проект по цифровизации юридического образования в России и внедрения модели цифрового университета для моновуза, деятельность которого направлена на подготовку юристов. С этими идеями два года назад меня пригласили в ТюмГУ, где я выступил перед преподавателями Института государства и права, рассказав им о современных тенденциях, направлениях, перспективах, методических и методологических основах внедрения цифровых решений в деятельность современного университета, готовящего юристов. И с этого момента возникло сотрудничество с ТюмГУ: я приезжал на проектные сессии, которые проходили в рамках школы перспективных исследований, и всё это время, параллельно с этим сотрудничеством, обучался в инновационном центре «Сколково» на программе «Мастер публичных стратегий». Ну и руководство университета пригласило меня на позицию директора, реализовать мои авторские идеи на базе Института государства и права.
– То есть, получается, Вы – теоретик и управленец…
– Да. Я занимаюсь исследованиями, несмотря на то, что последний десяток лет нахожусь на каких-то управленческих позициях. Я всё это время преподаю. Я – автор более 200 научных работ по проблемам конституционного права, философии права, социологии права. Мы с коллегами одни из первых развивали новые направления в области юридической науки, допустим, правовое регулирование новых исследований: например, междисциплинарный стык между генетикой и правом. Вопрос регулирования цифровой экономики когда-то мы открывали одними из первых в РФ, сегодня он уже на слуху. И правовое обеспечение международного сотрудничества, в том числе в рамках формирования установок класса мегасайнc, – это тоже одно из перспективных направлений, которое мы года три назад запускали в России. Сегодня многие эти вопросы рассматриваются широким спектром научных коллективов, образовательных научных организаций, они стали уже чем-то состоявшимся. Допустим, в университете запущена целая магистерская программа по правовому регулированию, правовому обеспечению «Юрист в сфере научной инновационной деятельности».
Периодически пишу книги – написал боле десятка монографий. Последние годы вел работу над докторской диссертацией, сейчас, в связи с занятостью, будет небольшая приостановка.
– В Тюмени, насколько известно, в качестве директора Института Вы будете разрабатывать новую образовательную концепцию…
– Современные условия, которые возникают в обществе, формируют новые вызовы в образовании, в юридическом в частности. Конечно, есть некие глобальные условия, которые влияют на всю сферу образования, но есть и условия отраслевые и национальные. Многие сферы находятся в условиях взаимодействия, и экономика по многим вопросам сопряжена с правовыми, с вопросами функционирования правовой системы, судов, правоохранительных органов, с правовой обеспеченностью деятельности субъектов экономических отношений. Поэтому невозможно устойчивое экономическое развитие без необходимого правового обеспечения и правовой поддержки этого развития.
Что здесь можно сказать с точки зрения юридического образования? Для того, чтобы мы сформировали инновационную экономику, нам нужно инновационное право. А оно не может взяться из воздуха. Когда-то его брали из воздуха – спускали правовые заветы с горы на каменных дощечках, Боги дарили право людям, но сегодня, говоря словами Ницше, Бог умер (это шутка), и мы сами стоим у того станка, который должен произвести новое право. Для этого мы должны, конечно, сформировать новую модель подготовки юристов, которая отвечала бы тем вызовам, которые стоят перед российским государством и перед российским обществом. Очень хороший пример в этой связи – интенсифицированное внедрение технических решений в процессе обработки огромного массива данных. Я не говорю об искусственном интеллекте, сегодня он недостаточно совершенен, но существует большое количество программных решений, которое позволяет очень быстро обрабатывать большие массивы данных. И поэтому, конечно, в будущем выпускник юридического вуза будет конкурировать с этими программными роботизированными решениями в области прав. Поэтому мы должны внедрять инновационные подходы в подготовку юриста для того, чтобы он отвечал тем будущим вызовам, которые у него будут существовать на момент его профессиональной деятельности. Это первое.
Второе. Конечно, наш юрист должен быть ориентирован на позитивную трансформацию права, правовых решений, правовых институтов. Потому что обеспечить устойчивое экономическое решение не трансформируя, не развивая правовое регулирование, как я уже говорил, невозможно, поэтому он должен владеть всем комплексом методологических, методических решений, обеспечивающих его объективное функционирование на этой позиции.
Ну и третье: конечно, современное образование не может существовать без внедрения современных методологических инноваций – это и формирование виртуальной образовательной среды, когда обучающий может использовать свои цифровые аватары, знакомиться с образовательными материалами, видеолекциями, ну и когда процесс образования вообще выстраивается в рамках виртуальной образовательной среды. И педагог, преподаватель является лишь только одним из элементов, который ведет обучающегося в этой среде, направляя, подсказывая ему, выполняя несколько иные функции, отличные от тех, которые сегодня преподаватель выполняет в аудитории. Хороший пример внедрения образовательного контента – это видеолекции. Если мы даем такой контент обучающимся, то заниматься воспроизводством информации, ранее услышанной на очной лекции и прочитанной в учебнике в аудитории в рамках проведения практического занятия, не представляется необходимым. Мы выходим на совсем другую работу – на смысловую, точечную, содержательную, где преподаватель обсуждает более глубокие, важные, сложные вопросы в предмете изучаемой дисциплины.
– И вот эти три постулата Вы подробно расшифруете до сентября…
– Да, конечно. И это не единственные вещи, которые мы хотим внедрять в рамках трансформации на базе подготовки юристов ТюмГУ. Я знаю, что ТюмГУ по ряду направлений является передовым. Университет готовится к инновациям в рамках программы 2+2, и, конечно, ряд решений, которые мы будем проектировать и внедрять в Институте государства и права, будет направлен на осуществление консервативной революции в области подготовки юристов и юридического образования. Чтобы институт здесь выступал одним из элементов и плавно, планомерно входил в те инновационные решения, которые реализуются в целом в университете, поскольку подготовка юриста существенным образом отличается по методике и методологии от подготовки исследователей в других социальных и гуманитарных областях. Здесь совсем другой массив информации, и, соответственно, должны быть совсем иные профессиональные качества, которые требуют иных временных затрат. Индивидуальные образовательные траектории и 2+2 неизбежно, конечно, внесут коррективы. И эти коррективы будут касаться и содержательных, и формальных аспектов, но, скажем, мы прекрасно понимаем, что освоение отдельных дисциплин мы будем осуществлять в более ускоренном темпе. Мы должны перестраиваться, формировать новые модели, новые подходы, чтобы не потерять качество подготовки юристов в нашем институте.
– Параллельно с прочей работой Вы будете преподавать?
– Да. Я с радостью преподаю на разных уровнях – и в бакалавриате, и в магистратуре, и в аспирантуре. Я являюсь разработчиком ряда авторских курсов, которые преподают на сегодня два-три человека, и буду эти курсы реализовывать на базе Института государства и права.
– Хобби, семья?
– Я женат, трое детей. Получил недавно удостоверение многодетного отца. Занимаюсь спортом: люблю бегать, плавать и боксировать. Люблю путешествовать и больше всего люблю читать книги. Я – библиофил, у меня большая библиотека. Испытываю слабость к печатной книге. Так что свободное время посвящаю семье, чтению книг и занятиям спортом.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ