
В журнале «Университетское управление: практика и анализ» вышла статья «Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы».
Автор работы – Галина Ефимова, кандидат социологических наук, профессор кафедры общей и экономической социологии Финансово-экономического института ТюмГУ.
Галина Ефимова выявила ключевые барьеры на пути построения научно-педагогическими работниками академической карьеры и составила классификацию этих барьеров. Исследовательский интерес распространяется не только (как это традиционно осуществляется) на первые шаги в академической среде, но и далеко за их пределы.
Основанием для исследовательских выводов стали экспертные интервью со 108 информантами – штатными сотрудниками российских университетов: ТюмГУ, ТГУ, Санкт-Петербургский политехнический университет, Национальный исследовательский ядерный университет, Дальневосточный федеральный университет.
Ключевые препятствия для академической карьеры могут быть связаны с институциональными или организационными факторами, либо носят индивидуальный (личностный) характер.
В настоящее время наблюдается масштабный процесс трансформации академической карьеры. Вместе с тем сохраняется узость должностной линейки и отсутствует полноценная карьерная лестница. Существующая сегодня градация научных должностей, заимствованная из советского прошлого, признается устаревшей, в то время как плавный карьерный рост предоставляет работникам больше свободы и стимулов для карьерного роста.
Две трети респондентов называют финансовый фактор главным в массиве проблем российской науки. Основным источником дохода для значительной части НПР остаются гранты и хоздоговорные работы.
Существуют также организационные, морально-этические барьеры (связаны с диссонансом социальной значимости, уникальности профессии ученого и его социального положения). Отдельно выделяются стрессогенные факторы (связанные в основном с многозадачностью деятельности научно-педагогического работника, вынужденного совмещать образовательную, исследовательскую деятельность, а часто еще и административную и общественную нагрузку), и т.д.
Актуальность исследовательской проблемы определяется затруднениями в привлечении в академическую сферу научно-педагогических работников (в том числе молодых) с последующим закреплением в ней.
Проведенный анализ может быть востребован управлениями по работе с персоналом в учреждениях высшего образования для идентификации конкретных видов препятствий, мешающих развитию карьеры, определения их «силы» и значимости для всех научно-педагогических работников или же конкретной их части.
Исследование проводилось в рамках реализации гранта РНФ, проект № 19-18-00485, проект «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности». Автор статьи выражает благодарность Александру Сорокину, директору школы исследований окружающей среды и общества ТюмГУ) и профессору НИ ТГУ Михаилу Грибовскому за орнанизацию исследования и участие в проведении интервью с информантами.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
фото: pobedarf.ru