
Политика электронного обучения в странах БРИКС основана на множестве тенденций и, таким образом, отвечает различным потребностям, которые варьируются от предоставления доступа к высшему образованию для таких регионов, как Бразилия, Индия и Южная Африка, до продвижения национального образования на международном уровне, как это делают Китай и Россия.
Несмотря на существующие социально-экономические и геополитические различия, страны БРИКС стремятся улучшить свое национальное цифровое образование посредством глобальной трансформации.
Ученые ТюмГУ выявили особенности цифровой трансформации вузов в странах БРИКС. Статья «Создание цифровой образовательной среды в странах БРИКС: социальные и правовые аспекты "новой нормальности"» исследователей СоцГум ТюмГУ Татьяны Плетяго и Светланы Антоновой вышла в журнале BRICS Law Journal.
Ученые подчеркивают важность равного доступа к Интернету как одного из способов преодоления и устранения цифрового неравенства. Статья 56 Сямэньской декларации лидеров БРИКС подтверждает необходимость для всех государств «участвовать на равных основаниях в развитии и функционировании Интернета».
Однако перед всеми странами БРИКС остро стоит проблема так называемого «цифрового суверенитета». Нет сомнений в том, что расширение киберпространства за счет достижений интернет-технологий требует рассмотрения вопроса о цифровом суверенитете.
В академической литературе есть понятие «суверенитет данных», который характеризуется как «спектр подходов, принятых различными государствами для контроля данных, генерируемых или проходящих через национальную интернет-инфраструктуру».
Например, в 2020 году администрация киберпространства Китая запустила двухмесячную кампанию по защите прав учащихся в киберпространстве. Он был направлен на повышение качества онлайн-курсов. Более того, прорыв цифрового обучения во время пандемии потребовал внесения проекта постановления, обязывающего иностранных преподавателей соблюдать требования китайских законов и правил при разработке содержания курсов, которые «не должны подрывать суверенитет, безопасность, почетную репутацию и общественные интересы Китая».
В связи с этим тюменские специалисты изучили имеющиеся данные исследований МООК и онлайн-платформ в странах БРИКС, доступные на Class Central Aggregator, и обнаружили некоторые интересные тенденции. Результаты показали, что Китай, Индия и Россия разрабатывают свои национальные онлайн-платформы и внедряют свои курсы как на международном, так и на национальном уровне, в то время как Бразилия и Южная Африка недостаточно представлены на международном уровне. При этом, судя по этому рейтингу, Китай и Индия доминируют на большинстве ключевых позиций.
Оценка результатов исследования, а также сравнительный анализ полученных результатов выявили, что потенциальные преимущества глобальных стратегий цифровизации образования становятся возможными только при учете и применении современных достижений, в том числе в области развития ИТ, сильная правовая база и готовность вузов к такого рода преобразованиям.
В качестве средства достижения процветания и цифрового развития стран БРИКС может быть предложено и инициировано создание единой онлайн-платформы БРИКС в рамках Сетевого университета. Ученые считают, что показатели, касающиеся продвижения МООК и их включения в популярные онлайн-платформы, в ближайшее время также будут включены в различные рейтинги университетов.
Россия предложила создать школу цифровой грамотности БРИКС.
В качестве общего цифрового стандарта создание цифровой образовательной кросс-платформы БРИКС может стать абсолютной необходимостью во времена таких вызовов, как международные цифровые преобразования и национальный цифровой суверенитет.
Определенный баланс между глобальной цифровой трансформацией и цифровым суверенитетом может быть достигнут на основе такой единой кросс-платформы БРИКС. Альянс БРИКС намерен укреплять сотрудничество в этой сфере в последующие годы.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ