
После работ 1950-х гг., определивших на десятилетия эволюционистские взгляды исследователей на развитие культурных процессов в Западной Сибири, с 1990-х гг., с распространением палеоэкологического и системного подходов, особое внимание стало уделяться миграциям на этой территории, влиянию степных государств, выявлению частной динамики.
Также ведутся исследования в русле мир-системного анализа – включения народов в новую систему экономических и политических связей на северной периферии цивилизаций.
Статья «Культурные процессы в лесостепи Западной Сибири в раннем средневековье» археолога СоцГум ТюмГУ Натальи Матвеевой вышла в сборнике «Евразия в энеолите–раннем средневековье (инновации, контакты, трансляции идей и технологий): Материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург)».
Новые обобщения позволяют автору статьи охарактеризовать историко-культурную картину лесостепной зоны раннего средневековья. Под влиянием миграции тунгусоязычных групп на фоне увлажнения и заболачивания в таежной зоне началось переселение в IV-V вв. н. э. групп карымского, а в VI в. – зеленогорского населения в долины Тобола, Тары и Иртыша, вплоть до озер Ишимской степи.
Расселившись среди бакальского населения, пришельцы, судя по инвентарю, сочетали занятия промыслами с посредничеством в пушной торговле, заимствуя навыки скотоводства, элементы вооружения и быта от соседей.
В Притоболье и Прииртышье доминировала бакальская культура, возникшая на саргатской основе с заимствованиями от поздних сарматов, праболгар и канглов. Об этом говорят общие типы ременной гарнитуры, украшений и декоры гончарных изделий, сходство ассортимента инвентаря и деталей погребений.
Сохранилась традиционная система расселения вокруг крепостей как центров эксплуатации территории при значительно возросшей мощности оборонительных линий.
Кочевники расселялись вблизи пойменных лугов и на необжитых землях близ соленых озер. Их контакты с автохтонами и карымскими факториями отразились в бакальских памятниках появлением керамики, соединявшей таежную и степную традиции, а также захоронений с конем, вторичных захоронений, пеленании покойников в ковры и циновки.
Возросшую подвижность населения к югу от Исети и Миасса доказывают кратковременность обитания на бакальских городищах и селищах, разборные жилища типа юрт, наземные срубные дома малой площади с печами-чувалами и подпольями.
Исчезновение бакальской культуры в IX в., возможно, связано с борьбой печенегов и огузов за земли Приаралья в VIII-IX вв. и продвижением первых по Тоболу на север, а также нажимом кыпчаков с востока.
Ученые предполагают, что перейминские и бакальские группы участвовали в этногенезе мадьяр в числе групп, сформировавших караякуповское сообщество где-то в степи, поскольку в лесостепи преобладали таежные монголоиды.
Интересные источники для обоснования зоны формирования мадьяр – торевтика Субботцевского горизонта и аналогии ей на Южном Урале и в Приуралье с сюжетами манихейского и буддистского происхождения, указывающими на зону присутствия согдийских торговцев.
В Ишимо-Иртышье в VI-VIII вв. н. э. сложилась потчевашская культура. Она развивалась в лесных ландшафтах в условиях гумидизации. Для нее характерны биритуализм в погребальном обряде, увеличение доли скотоводства в экономике, мода на геральдические пояса.
Насельники Прииртышья и Барабы со второй половины VI в. н. э. оказались под влиянием Первого и Второго Тюркских каганатов, а позднее – сепаратистских групп кимаков и кыпчаков. В лесостепи доминирует монголоидный кулайский субстрат с более поздней примесью южносибирских элементов (кимако-кыпчакских), особенно выраженный в облике насельников Томского Приобья и Барабы.
Кажущаяся стабильность материальной жизни выражена в субкультуре рядового и зависимого населения, тогда как элитарная субкультура демонстрирует бурное развитие дальних экономических связей.
Вместе с тем, автор резюмирует, что, к сожалению, социальные процессы у западносибирского населения мало изучены, характер политического и экономического взаимодействия с сопредельными регионами недостаточно ясен.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ