4 декабря 2019
1561
Человеческий фактор остается темой многочисленных научных исследований

В ТюмГУ с открытой лекцией выступила Элеонора Сурина, директор департамента безопасности полетов и предотвращения авиационных происшествий Группы компаний «Волга – Днепр», член экспертного совета при Росавиации.

В ТюмГУ с открытой лекцией выступила Элеонора Сурина, директор департамента безопасности полетов и предотвращения авиационных происшествий Группы компаний «Волга – Днепр», член экспертного совета при Росавиации. Темой ее встречи с участниками Школы научного лидерства Центра развития компетенций Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра стал человеческий фактор. Этот феномен не всегда точно интерпретируется в прессе, но он очень четко сформулирован и определен, есть модели, которые описывают этот феномен. Именно об это шла речь на встрече.

"Человеческий фактор – это человек в его взаимосвязи с машиной, средой, другими людьми. Эти компоненты нельзя отделять друг от друга, ибо если мы рассматриваем их в отдельности, то не найдем истинную причину ошибок, приводящих к серьезным последствиям, – сообщила Э. Сурина. – 
Ce.jpgСегодня человеческий фактор продолжает оставаться причиной 80 процентов авиационных событий и, конечно, является не только элементом статистики, но и темой многочисленных научных исследований. Потребности в этих исследованиях достаточно острые, многое, созданное в инженерной психологии, физиологии в середине прошлого века советской наукой, до сих пор остается наиболее разработанной частью, а достаточно большой провал в 90-х годах прошлого века только сейчас начинает компенсироваться появлением новых научных подходов и теорий. Все они призваны снижать возможность ошибок, особенно в таких областях, где риск человеческой ошибки велик".
  
Элеонора является инструктором по управлению ресурсами кабины летного экипажа, это курс, направленный на повышение летных компетенций, среди которых есть и такая компетенция, как командная работа. С учетом того, что природная особенность человека не гарантирует отсутствие ошибок, только команда  может эти ошибки компенсировать и создать ресурс, который так необходим в моменты принятия сложных решений.

Как член рабочей группы по созданию глобального плана безопасности полетов международной организации гражданской авиации (ICAO), Элеонора назвала основные проблемы, которые предстоит решать в ближайшие годы в области повышения безопасности полетов. В том числе это вопросы утомляемости, внедрение риск-ориентированного подхода в управлении, взаимодействие с автоматизированной кабиной.

Во время лекции Элеонора поделилась ожиданиями, где современная наука могла бы помочь. Среди тем, требующих научно обоснованных ответов: вероятностная модель события, биоматематическая модель утомления, стресс как измеримое состояние, научное обоснование вопросов совместимости. Эти и многие другие задачи озвучила спикер участникам Школы научного лидерства, созданной с целью развития человеческого капитала в сфере исследований и прикладных разработок для регионов, образующих Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ.


Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Фото: m.polit.ru

Поделиться
-BIO
Институт экологической
и сельскохозяйственной
биологии
ТюмГУ

625003, Тюменская область,
г. Тюмень, ул. Ленина, 25

Михаил Жак
Заместитель директора
(3452) 59-74-00
Марина Топтыгина
Руководитель учебного офиса
59-74-00 (вн. 17178)