Онлайн-курс

Индивидуализация
в высшем образовании,

или Как трансформировать образовательное
пространство университета

Старт курса
15 марта 2021 г.
Длительность курса
4 недели
Формат обучения
видеолекции +
интерактивные вебинары
Стоимость
200 000 руб./команда университета (15 человек)*

*15 единомышленников - это минимальный социальный порог устойчивости для проектов развития.
Если в университете нет 15 человек, готовых внедрять новые образовательные практики, этот курс пока не для вас и университету лучше инвестировать во что-нибудь более подходящее.

Авторы курса
Вы узнаете
  • почему индивидуализация образования неизбежна;
  • как организовать работу проектных групп для трансформации образовательного пространства;
  • как строить дискурс изменений в коммуникациях с университетскими сообществами;
  • что такое единое образовательное пространство университета и как оно может быть структурировано;
  • с помощью каких цифровых технологий можно автоматизировать процессы сопровождения индивидуальных образовательных траекторий;
  • как за один семестр изменить учебные планы для 40 направлений подготовки;
  • как составить расписание на 600 элективных курсов, доступных для выбора 5000 студентов;
  • какие новые позиции нужны трансформирующемуся университету;
  • сколько надо элективов для индивидуализации траекторий обучения и где их брать;
  • как привести учебные планы в соответствие с нормами регулятора.
8 недель - 8 модулей
4 недели -
8 модулей

Каждый модуль включает:

  • лекционный материал
  • интерактивные вебинары, раскрывающие содержание лекций, из которых вы можете выбрать наиболее интересные для вас
  • открытую дискуссионную площадку (форум модуля)

По итогам каждая университетская команда сможет получить консультацию по внедрению индивидуальных образовательных траекторий от авторов курса.

Сделай первый шаг
к трансформации высшего образования
Стоимость
200 000 руб./команда университета (15 человек)*
Программа курса
  • Вводная лекция «Трансформация образовательного пространства университета: опыт ТюмГУ»
    В пространстве российского высшего образования только Тюменский государственный университет имеет опыт успешной реализации проекта в области индивидуализации траекторий обучения в масштабе целого университета. В этом модуле мы расскажем, как начинался наш проект, какие цели и задачи преследовал университет, с какими сложностями столкнулся и каких результатов достиг.
  • Модуль 1. Онтология индивидуализации образования
    Индивидуальные образовательные траектории стары как мир, но на протяжении многих столетий они имели элитарный статус. Тюменский государственный университет рискнул не просто модернизировать образовательную модель, а совершить сдвиг ее тектонических пластов, изменив традиционное распределение ролей, статусов и позиций между акторами образовательного процесса и внедрив индивидуальные образовательные траектории в массовом высшем образовании.

    1.1. Индивидуальный образовательный путь как неизбежность. Исторические кейсы
    1.2. Субъектность и позиционное версирование обучающегося
    1.3. Индивидуализация и командная работа
    Вебинары
    • Коммуникативные стратегии онтологизации индивидуальных образовательных траекторий (Федорова Н.)
    • Почём онтология? (Погодаева Т.)
    • Реализация индивидуализации в гринфилде SAS (Селиховкина Е.)
    • Культура выбора как базовый элемент индивидуализации (Русаков А.)
  • Модуль 2. Общая схема конструкции образовательного пространства
    Образовательное пространство Тюменского государственного университета, как архитектурное сооружение, существует в нескольких измерениях:
    -    концептуальный макет;
    -    монтажный чертеж всех элементов;
    -    технический план инженерных сетей.
    В этом модуле мы расскажем, как устроено единое образовательное пространство университета, каковы принципы и правила его конструирования, кто является держателем его отдельных элементов и как оно функционирует.

    2.1. Архитектура образовательного пространства
    2.2. Цели и держатели отдельных элементов пространства
    2.3. Принципы и правила образовательного пространства
    Вебинары
    • Как трансформировать учебные планы и создать единое пространство (Орлова Е.)
    • Нагрузка в кредитах или как и почему мы ушли от расчета в часах (Погодаева Т.)
    • Что можно выбирать в пространстве и как это организовано? (Русаков А.)
  • Модуль 3. Содержание образовательного пространства
    Содержание курсовых сборок и отдельных учебных курсов должно отличаться от других наполняющих образовательное пространство элементов, но при этом быть с ними логично связано. Это очевидное утверждение не так просто, как выглядит на первый взгляд. В этом модуле мы расскажем, как определяется и обеспечивается преемственность содержания в образовательном процессе, построенном на основе индивидуальных образовательных траекторий.

    3.1. Ядерная программа (конструирование модульных дисциплин)
    3.2. Проектное обучение
    3.3. Элективное пространство (выбор курсов)
    3.4. Мейджор (передовые практики, кейсы)
    Вебинары
    • Модульный дизайн ядерных дисциплин: оправданная сложность (Федорова Н.)
    • Что пошло не так…, или Как на самом деле шел процесс трансформации образовательного пространства университета (Погодаева Т.)
  • Модуль 4. Управление изменениями
    Трансформация образовательного пространства привела к радикальной перестройке всего Тюменского государственного университета: сопровождение студентов и составление расписания для каждого из них, найм персонала и распределение учебных поручений, трансформация инфраструктуры и организация новых видов пространств (этот список можно продолжать бесконечно). В этом модуле мы расскажем вам, как все это происходило.

    4.1. Общие организационные изменения
    4.2. Единый деканат
    4.3. Расписание

    Вебинары
    • Единый деканат: централизация и унификация процессов сопровождения студентов (Бирверт С.)
    • Как составить несколько тысяч индивидуальных расписаний? (Бондаренко Е.)
    • Как изменился расчет нагрузки учебных поручений при переходе на новую модель (Погодаева Т.)
    • Online feat. Offline (Кичикова Д.)
    • Управление изменениями при трансформации организации (Музыка П.)
  • Модуль 5. Внедрение тьюторского сопровождения первого курса
    Новые условия образования открывают перед современным студентом новые возможности и новые горизонты свободы, но вместе с тем, и предъявляют новые требования: быстро находить свою роль в команде, проявлять еще большую активность, а для этого отвечать на вопросы: «какие мои сильные стороны?», «что мне действительно интересно?», «в чем моя индивидуальность?».  В данном модуле вы узнаете, как организовать процесс сопровождения индивидуального развития студентов с учетом их особенностей в рамках выбора модулей учебного процесса и дополнительных образовательных ресурсов университета.

    5.1. Основные тренды развития тьюторства
    5.2. Контекст: тьюторское сопровождение в ТюмГУ
    5.3. Технология и методики тьюторского сопровождения
    Вебинары
    • Набор и подготовка команды тьюторов (Русаков А.)
    • Первая “встреча” со студентом (Васильева В.)
    • Психологическая поддержка студентов (Санников А.)
    • Индивидуальное сопровождение 3000 студентов: миф и реальность (Русаков А.)
  • Модуль 6. Студенческое пространство: взаимодействие в период трансформации образования
    В процессе внедрения проектов трансформации становится очевидным, что со студентами нужно как можно больше разговаривать через различные каналы про то, что и почему происходит в университете. Особенную роль играет коммуникация со студентами-лидерами учебных групп, молодежных проектов, объединений: именно эти члены университетского сообщества могут стать амбассадорами новой модели образования.  В данном модуле мы поделимся опытом, как создать безопасную среду для обсуждения изменений в образовании, как использовать каналы молодежной политики для продвижения индивидуализации и почему «внеучебной деятельности» не существует.

    6.1. Инструменты коммуникации со студентами в период трансформации
    6.2. Интеграция внеучебного пространства в образовательное
    6.3. Продвижение индивидуализации через неформальные образовательные мероприятия
    Вебинары
    • Знакомство с новым университетом: ориентационная неделя (Косицына М.)
    • Управление проектами для 1000 студентов за 24 часа (Ермаков А.)
    • Инструменты и практики сопровождения студенческих сообществ в жизни и в сети (Березкин А.)
    • Системный компетентностный подход в молодежных проектах (Скоморохов В.)
  • Модуль 7. Индивидуализация образования в рамках требований регулятора
    Чаще всего любые попытки трансформации образовательного процесса отметаются еще на первоначальном этапе, поскольку кажутся неосуществимыми. Мы не даем себе возможности “оторваться от земли” и смоделировать принципиально новую образовательную реальность, потому что боимся “не вписаться” в жесткие рамки законодательства и регулятора. Кричим: это невозможно, мы не пройдем аккредитацию, наши планы не будут соответствовать ФГОСу!
    На самом деле, нужно забыть про ограничения и дать волю своим желаниям, и лишь потом посмотреть, как все, что мы задумали, можно вписать в ограничительные рамки. Именно такой подход мы применяли в ТюмГУ, когда проектировали новую образовательную модель. В данном модуле мы расскажем не о том, как подстроиться под ФГОС, а о том, как нам удалось подстроить ФГОС под нас.

    7.1. Волков бояться - в лес не ходить: иллюзия непреодолимости законодательных и регуляторных ограничений
    7.2. Свобода выбора и ограничения ФГОС: как совместить несовместимое?

    Вебинары
    • Организация образовательной деятельности в условиях ИОТ: локальная нормативная база (Бирверт С.)
    • 5 лайфхаков проектирования учебного плана на основе ИОТ с учетом требований ФГОС (Тумакова Е.)
  • Модуль 8. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в масштабах всего университета с помощью цифровых технологий
    Переход к индивидуальным образовательным траекториям требует другого подхода к построению поддерживающих административных информационных систем. В этой части мы ответим на следующие вопросы: Почему не подходят существующие системы и какие требования к ним возникают в связи с процессом внедрения ИОТ? Как внедрение ИОТ влияет на видение ИТ-ландшафта университета?

    8.1. Традиционная поддержка администрирования образовательного процесса с помощью цифровых технологий
    8.2. Изменения, которые приносит внедрение ИОТ в традиционную схему
    8.3. Целевое видение ИТ-ландшафта университета, реализующего индивидуальные образовательные траектории
    8.4. Рынок решений для поддержки ИОТ
    Вебинары
    • Функциональные требования к информационной системе поддержки индивидуальных образовательных траекторий (Говоров А.)
    • Внедрение ИТ-решений по поддержке ИОТ – влияние на ИТ-ландшафт университета (Говоров А.)
    • ИТ-система для вуза или вуз для ИТ-системы. Как найти баланс в эпоху цифровизации (Музыка П.)
    • Цифровой университет и цифровая культура. Чему мы можем научиться из опыта цифровой трансформации других индустрий (Зиза А.)
Сертификаты

Все участники, полностью прошедшие программу курса, получат удостоверение о повышении квалификации.