Праздник непослушания или Летняя смена как точка роста субъектности ребенка

Праздник непослушания или Летняя смена как точка роста субъектности ребенка

В школах регулярно организуются Дни самоуправления. Но, к сожалению, в основном они реализуются в форме сатиры и выглядят больше комически. С одной стороны понятно: школа достаточно регламентированное образовательное учреждение. А где ребенку набраться свободы, где он может сказать «Я есть мой выбор», где он может приблизиться к ощущению взрослости на достаточно продолжительный период времени? Таким местом и временем имеет право быть Летняя смена в лагере отдыха.

В рамках открытого областного online-семинара организаторов детского отдыха «Внимательное лето. Современный лагерь – для современных детей» перед организаторами летних смен выступил доцент кафедры психологии и педагогики детства Евгений Кукуев.

Метафорой встречи послужили слова Дынина, директора пионерского лагеря, из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»: «Когда я был маленьким, я тоже отдыхал в пионерских лагерях. Нам тогда приходилось туго: спали в самодельных шалашах, готовили пищу на костре, сами таскали воду, сами стирали. Очень были неустроены в бытовом отношении. А теперь? Оглянитесь вокруг, какие вам корпуса понастроили, какие газоны разбили! Водопровод, телевизор, газовая кухня! Парники, цветники, мероприятия! Дети, вы хозяева лагеря, вы! От вас что требуется, друзья мои? Весь пионерский лагерь хором: - Дис-ци-пли-на !!». На основе online-голосования выяснили два противоречия: 1) между тем, что раньше все было неустроено – А теперь все для вас уже сделано; 2) вы – хозяева – но, от вас требуется «дисциплина». Когнитивный диссонанс – между ожидаемой свободой и реальной нормированностью. Так действительно, для кого летний лагерь, кто хозяин и… возможен ли праздник непослушания в пределах летнего лагеря отдыха?

Было актуализировано, что лагеря отдыха являются значимой частью образовательной системы, а значит тоже нужно определять образовательные результаты. И, в данном случае, продемонстрирована идея о том, что Летняя смена может/должна быть точка роста субъектности ребенка.

По данным анкетирования детей в первую тройку ожиданий от летнего лагеря устойчиво входит – свобода от родителей. Участникам конференции был показан экзистенциальный переход к «свободе для» (В.Франкл). таким образом, позиционирование летней смены как «практики себя» (М.Фуко).

И если в качестве педагогического подхода взять «событийную педагогику» (В.И. Слободчиков), то какими со-бытиями и ради чего наполняется лето? А, действительно, может ли Смена рассматриваться как маленький эксперимент? Уж если «Лето - это маленькая жизнь» (О.Митяев). Но тогда нужно: Противоречие, проблема (что не устраивает?); Предмет (образовательный результат); Цель, задачи (стратегия и тактика); Гипотеза (а что, если…); Методы (инструменты).

Показателен пример из того же фильма: «Что ни день – сто грамм, что ни день - сто грамм, а то и сто пятьдесят!». То есть, сказка ложь, но в ней намек… В комедийной форме просматривается строгий научный подход: Цель – здоровье; индикатор – вес; методика – взвешивание. Вопрос: сегодня в лагере что является целью, какие индикаторы выбраны, какие методики диагностики и изменений применяются. Или как в поговорке: «смена прошла и слава…». Это и есть понимание современного позиционирования лагеря, смены – либо локально: 21 день и далее «хоть потоп»; либо глобально – осознание причастности и включенности в становление Человека. Тогда субъектность как образовательный результат не просто уместна, а является определяющей.

Но, тогда нужно решить главный вопрос: насколько смена, лагерь открыты для ребенка? Яркий пример продемонстрирован из фильма «Республика ШКИД», где директор на собрании объявляет о включении воспитанников в управление школой. Вот и вопрос: А.С.Макаренко – стар или суперстар? И насколько дети сегодня включены в организацию своего же отдыха? Или здесь все для них, но «пожалуйста, не трогайте руками»? Тогда в чем смысл знаменитой фразы про инклюзию «Ничего для нас без нас».

Понимание субъекта, связываемое с активностью, самодеятельностью, саморазвитием, самодетерминацией, и специальное — дифференциальное, когда понятие «субъект» употребляется для раскрытия качественной определенности тех отношений, в которые включен субъект (специфика морального субъекта, субъекта психической деятельности, субъекта общения, деятельности, познания) (К.А. Абульханова-Славская) свидетельствует, что необходимо создавать психолого-педагогические условия открытости, выбора и ответственности.

На основании сказанного участникам online-семинара был предложен проект «Индивидуальная траектория отдыха». Начиная с питания – шведский стол. Важный момент: когда мы не просто даем право выбора, но это и способ научения бережливости. Ведь если я не съел половину выданной порции – я ее выкидываю. При форме «шведский стол» мы можем демонстрировать выбор и по набору и по количеству. А выбор программы отдыха????? Участникам это было продемонстрировано на основе реализуемой в ТюмГУ модели «Индивидуальных образовательных траекторий».

По обратной связи: идея субъектности, открытости, свободы как принципа, способа и формы организации летнего отдыха показалась интересной. Руководители лагерей озвучили желание обсудить это с педагогическими коллективами.

В конце был проведен опрос: нужно ли готовиться к летней смене 2020? Большинство сказали «да». А это уже субъектный подход, когда вне зависимости от обстоятельств мы должны стараться реализовывать свои образовательные цели. Или, как в советской песне: «Вы полагаете, всё это будет носится? Я полагаю, что всё это следует шить!». Или как в китайской поговорке: «Если начинает дуть сильный ветер, может не торопиться возводить стену, а построить ветряную мельницу»? Но, с позиций субъектности – это уже выбор. В образовании, уверен, что выбор всегда нужно делать в пользу «роста» (А.Маслоу).

Поделиться

рубрики новостей