Людмила Волосникова: юбилейный конкурс собрал рекордное количество участников

V Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра» соберет в Тюмени более 200 студентов, в том числе с инвалидностью, из разных регионов России. Об особенностях события, участниках и их проектах, о развитии инклюзивной культуры расскажет организатор конкурса Людмила Волосникова, директор Института психологии и педагогики, директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ТюмГУ.

2022
окт
20
Людмила Волосникова: юбилейный конкурс собрал рекордное количество участников
Людмила Волосникова: юбилейный конкурс собрал рекордное количество участников

Волосникова.jpg– Людмила Михайловна, чем нас удивит юбилейный сезон конкурса, будет он чем-то отличаться от предыдущих?

– Все предыдущие сезоны «Профессионального завтра» были уникальными, они проходили в прекрасных городах России: Москве, Ялте, Ростове-на Дону. Участники конкурса имели возможность погрузиться в различные культуры и контексты.

Так как конкурс-2022 является юбилейным, то он предусматривает не только отбор победителей, но и деловую и культурную программы, мастер-классы, встречи с работодателями, презентационные площадки, экскурсии в Тюмени и Тобольске, посещение термальных источников, погружение в культурные и природные ландшафты Сибири.

Уникальной особенностью конкурса также можно считать наличие служебной собаки-поводыря. Она приедет к нам вместе с участницей из Новосибирска.

– Мы наблюдаем ежегодное повышение интереса к конкурсу. В этом году поступило рекордное количество заявок от студентов со всей страны. С чем это связано?

– Действительно, количество заявок превышает предыдущие года – 754 участника, из них 384 – с инвалидностью и ОВЗ. Это связано прежде всего с успехами инклюзивной политики в высшем образовании: число поступающих абитуриентов и студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в вузах растет, так же как и их вовлеченность в проектную, культурную, спортивную жизнь учебного заведения. Ребята чувствуют поддержку, у них расправляются крылья, укрепляется вера в себя и свои силы. Конкурс дает участникам много возможностей: академическую мобильность, развитие лидерских навыков, приобрести друзей, встретиться с работодателями, получить поддержку и реализовать свой проект. Это важно. Ну и, конечно, особым плюсом является возможность защитить свой проект в онлайн формате, что снимает проблему очень больших расстояний в нашей стране.

– За пять лет проведения конкурса какие-то из предложенных студентами проектов «выстрелили», были реализованы?

– Безусловно, студенты смогли внести свой вклад в улучшение инклюзивной культуры. Очень многие инициативы реализованы. Например, проект «Прикоснись к истории» студентов Иоганна Меркеля и Дмитрия Гофмана из Омского государственного педагогического университета. Они создали лабораторию по сохранению исторической памяти, где посредством тактильных карт люди с нарушением зрения изучали бы историю. Комплекты карт были переданы в адаптированное образовательное учреждение СОШ № 14, музеи, библиотеки Омска, где активно применяются.  

Еще один проект Кристины Климовой, студентки Вятского госуниверситета – приложение для смартфона «Логопед будущего». Оно обеспечивает   автоматизированную оценку правильности выполнения артикуляционных движений пациента в процессе его самостоятельных занятий.

И таких примеров много.

846A3061.jpg846A2916.jpg

– В этом году для очной защиты отобраны 123 конкурсные работы. Какие наиболее интересные, новые, на Ваш взгляд, студенческие идеи и инициативы есть в нынешнем сезоне?

– Конечно, победителей определят конкурсные комиссии. Но среди работ, отобранных на заочном этапе, есть много интересных, например: организация инклюзивного лагеря для студентов; открытие лаборатории по созданию тактильных картин к поэтическим произведениям школьной программы курсов «Литературное чтение» и «Литература»; создание незрячим студентом психологического кабинета «Встречи с человеком-невидимкой»; туристические маршруты; онлайн-тренажерный зал для студентов с поражением опорно-двигательного аппарата.

– Насколько активны в подобных мероприятиях студенты Тюменского госуниверситета, на площадке которого проводится конкурс в этот раз?

– Студенты ТюмГУ были активны в подаче заявок все пять лет истории конкурса. В этом году в заочном этапе приняли участие 37 студентов ТюмГУ, из них 25 студентов с инвалидностью и ОВЗ. Подано 17 заявок из Институтов государства и права, математики и компьютерных наук, наук о Земле, психологии и педагогики, социально-гуманитарных наук. Это тоже рекорд.

– Созданный пять лет назад Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ТюмГУ сегодня является экспертной площадкой по формированию инклюзивной культуры, обучению специалистов, работающих с инвалидами. Как Вы лично оцениваете эффективность такой деятельности?

– Мне сложно оценивать результаты, однако цифры, приведенные выше, подтверждают интенсивность инклюзивных процессов ТюмГУ. Недаром одним из принципов стратегической программы развития ТюмГУ в программе «Приоритет 2030» является инклюзивность, которая понимается как «ключевой принцип реализации молодежной политики, открытой для всех членов молодежного сообщества».

– Ценности создания инклюзивной культуры поддерживают ведущие компании страны и активно включаются в работу по обеспечению доступной среды для людей с ОВЗ и инвалидностью. Кто выступает партнерами нынешнего конкурса?

– Инклюзивная культура, как и всякая культура, развивается медленно, но она набирает силу во всех сферах жизни, в том числе на рынке труда. Нашими партнерами являются Правительство Тюменской области, Общественная палата Тюменской области, СУЭНКО, ООО «Газпром Недра», Сбербанк, ВТБ и другие организации и компании. Наша команда благодарит партнеров за поддержку конкурса.

Организаторами конкурса студенческих проектов «Профессиональное завтра» с участием студентов с инвалидностью выступают Министерство науки и высшего образования РФ, сеть Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья вузов России, Тюменский государственный университет.

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Меню