Педобразование в Тобольске выходит на новый уровень

Исторически сложились три центра подготовки учителей в Тюменской области: это Тюмень, Тобольск и Ишим. Все объединены единым брендом Тюменского государственного университета. В рамках стратегического планирования программы «Приоритет 2030» ТюмГУ решает комплекс задач по трансформации педагогического образования как ответ на вызовы, которые стоят перед регионом. Нехватка учителей и их плохая «приживаемость» в коллективах являются основными проблемами для школ области и страны. Вместе с тем, по данным Министерства просвещения РФ, два года назад педагогическое образование было третьим по популярности у абитуриентов, а в прошедшем – вторым. Несмотря на кадровый голод прошлых лет, в последнее время в России выросло количество учителей русского языка, логопедов, дефектологов. Этому поспособствовали дополнительные выплаты педагогам, а также норма закона, позволяющая студентам начинать работу в школе с четвертого курса.

апр
1
Педобразование в Тобольске выходит на новый уровень
Педобразование в Тобольске выходит на новый уровень

Чтобы понять современную стратегию развития Тобольского пединститута им. Дмитрия Менделеева (филиала) ТюмГУ, мы побеседовали с его директором Надеждой Еговцевой.

«Кроме крепких сложившихся традиций тобольского педобразования, у нас есть современные конкурентные преимущества. При существенном снижении контингента студентов институт лидирует на рынке высшего образования по подготовке педагогических кадров. У нас достаточно высокий показатель общего трудоустройства выпускников, что свидетельствует об их конкурентоспособности и высокой профориентации».

– И тем не менее учительская профессия до сих пор недооценена, работать в школе откровенно тяжело, учитель всегда находится на перекрестке интересов и амбиций семей, учредителя, школьников, различных общественных институтов. Какие еще проблемы вы видите?

– Да, назову то, что критично осложняет нам работу: конкурентная уязвимость профессии и соперничество за мотивированного абитуриента. Решать эти проблемы нам предстоит вместе, поэтому в ближайшее время планируем создать на базе института площадку «Педагогический кластер». Нашей особенностью является то, что в структуре института есть отделение среднего профессионального образования. Именно СПО для воспитателей детских садов и учителей на основе принципов бесшовности, практико-ориентированности придаст выпускникам уверенности в своих компетенциях. Перед нами есть мегазадача – войти в федеральный проект «Профессионалитет» по педагогическому образованию. В рамках проекта внедрим новые, интенсивные образовательные программы, ориентированные на потребности областной системы образования, создадим партнерский кластер.

Фото 2 (1).jpg

– Процесс сопровождения выпускников, трудоустроившихся в школы, рассматривается как важная часть их адаптации. Ее механизмами в институте уже стали проекты «Мастерская наставничества» и «Учитель для села», планируется открытие базовых кафедр с общеобразовательными организациями г. Тобольска и Тобольского района. Что еще по-настоящему снижает градус напряжения и психологического дискомфорта у молодых педагогов?

– Наш проект «Новая дидактика»! Он позволяет молодым педагогам в мультипрофильном пространстве добирать компетенции цифрового образования и креативных индустрий, навыков ведения молодежной политики и методов духовно-нравственного воспитания. Системообразующим в данном контексте выступает Центр студенческих инициатив РОДник – Родина, Нравственность, Культура, Преемственность. Ну и, конечно, приоритетной является работа по наставничеству. Кстати, говоря о цифровых компетенциях, упомяну проекты: «Гибридное обучение» (апробация и реализация элементов гибридного обучения в рамках отдельных дисциплин и программ дополнительного образования), «Цифровые следы в образовании» (разработка проекта и внедрение интеллектуальных систем сбора и обработки больших данных для изучения цифровых следов образовательной деятельности учителя) и «Мастерская цифрового контента» (разработка и создание цифрового контента для проведения занятий и организации самостоятельной работы обучающихся, техническое сопровождение электронных курсов).

– Одним из условий, влияющих на повышение качества образования и устойчивое развитие современного вуза, является включение института в современную исследовательскую повестку. С кем и как вы сотрудничаете в России и на международной арене?

– Мы сотрудничаем с Бухарским государственным университетом (Республика Узбекистан), Белорусским государственным педагогическим университет им. М. Танка (Республика Беларусь), институтом образования НИУ ВШЭ, КФУ, ОмГПУ, РГПУ им. А.И. Герцена, МГПУ. Инструментом вовлечения студентов в научную деятельность считаю организацию и проведение работы по популяризации исследований, вовлечение коллектива студентов и преподавателей в реализацию грантовой деятельности. Наши знаковые мероприятия хорошо известны – это Менделеевские чтения, научно-методический семинар «Университетская среда», внутривузовский конкурс научных работ студентов «СТУПЕНЬ», научно-популярный лекторий докторов наук «УНИВЕРСУМ» и огромный пласт работы через общество «Знание».

– Обычно при большом планировании речь заходит о необходимых ресурсах.

– Финансовое обеспечение видим прежде всего в увеличении контингента, развитии ДПО, увеличении объёмов НИОКР и главный возможный ресурс – вхождение в Профессионалитет. Оценивая возможные риски реализации Программы, готовы разрабатывать способы их минимизации, ожидаем, что в результате ее реализации к 2030 году Институт обеспечит подготовку педагогических кадров нового формата – профессионалов, их устойчивое сохранение и развитие в системе образования региона.



Меню