Бери и делай: кто возглавил издательство университета

В сентябре 2015 года по приглашению ректора Сергей Симаков занял должность директора издательства ТюмГУ. По нашей просьбе он рассказал о причинах своего переезда в Тюмень и направлениях развития издательства.
2015
окт
7
Бери и делай: кто возглавил издательство университета
Бери и делай: кто возглавил издательство университета

Сергей Павлович Симаков – в недавнем прошлом генеральный директор екатеринбургского издательства «Баско». В сентябре 2015 года по приглашению ректора он занял должность директора издательства Тюменского государственного университета.

Несмотря на недавний переезд в Тюмень, в Институте филологии и журналистики Сергей Павлович – свой человек: он преподает на кафедре издательского дела и редактирования уже пять лет, все это время приезжая читать лекции из Екатеринбурга. Не похоже, что ему требуется время для какой-то акклиматизации: с первых дней новый директор приступил к работе над созданием издательства нового формата.

По нашей просьбе Сергей Павлович рассказал о причинах своего переезда и направлениях развития издательства.

Сергей Симаков, директор издательства ТюмГУ.jpg

Каждый этап жизни ставит свои цели

Несколько месяцев назад я ушел из издательства в Екатеринбурге, в котором проработал 23 года. Наверное, уже хватит. Каждый этап жизни ставит свои цели. Каждый год я издавал по 60-100 книг. Оставшись на прежнем месте, чего бы я добился? Ну, выпустил бы еще две-три сотни книг – понятные задачи, но они меня не очень вдохновляют.

Сегодня книгоиздание меняется, и это управляемый динамичный процесс. И желание настоящих, качественных изменений заставляет меня двигаться дальше. В моей профессиональной деятельности есть примеры ситуаций, когда мы с Ассоциацией книгоиздателей России влияли на разрешение различных проблемных ситуаций.

Например, лет пять назад все говорили, что пиратство погубит книгоиздание. Мол, все выложено в сети, все будет бесплатно, авторы не будут получать гонорары, издательства погибнут и так далее. Мы, как и все книгоиздательское сообщество, долго с этим боролись. Сейчас любой пиратский ресурс блокируется в течение очень короткого срока, стоит только подать заявку в один из арбитражных судов Москвы, и нелегальный контент исчезает из свободного доступа.

Еще, например, перед нами стояла задача развития электронного книгоиздания в России, которым я занимаюсь с 2005 года. Нашими усилиями, в том числе, оно закрепилось в регионах. Мы поменяли ситуацию. В Год литературы у нас есть еще один пример качественного изменения: впервые мы [Ассоциация книгоиздателей России] активно участвовали в разработке формата мероприятия и подготовке фестиваля «Книги России» на Красной площади.

Что значит мероприятие на Красной площади? Это как у Букингемского дворца провести выставку, как на лужайке перед Белым домом, это очень круто.

В итоге нашей работы к нам заглянул Владимир Путин. Мы привлекли внимание власти к региональному книгоизданию в целом и университетскому, в частности. Совместно мы можем изменить ситуацию.

Мой визит в Тюменскую область связан с двумя факторами. Во-первых, мне интересно университетское книгоиздание, я в нем ранее не работал. К тому же, если есть структура, которая хочет меняться к лучшему, а у меня есть опыт по изменениям к лучшему, то почему бы нам не сотрудничать? Во-вторых, я считаю, что позиции книги в Тюменской области очень хорошие. Если мы сделаем ситуацию чуть лучше, то книгоиздание в Тюменской области станет более правильным. Не просто в университете, но и во всей Тюменской области. Я ставлю амбициозную цель, и есть веселая злость азарта: тебя не всегда понимают, не всегда помогают, а ты движешься своим путем. Посмотрим, сможем ли мы повернуть ситуацию.

Я работаю здесь две недели – с одной стороны, у меня началась новая жизнь. Но с другой. Я же профессор кафедры издательского дела и редактирования, мне знакома вся обстановка ТюмГУ, все структуры Тюменской области, связанные с издательским бизнесом. Я не приехал в другую страну.

А, собственно, про издательство ТюмГУ я ничего, кроме как слова «потрясающе», сказать не могу. Я не иронизирую. Поскольку я автор учебного пособия по предпринимательству в издательском деле, я представляю, как создавать новую структуру, как в нее входить. В течение 2 дней мы протестировали существующий коллектив издательства. Портрет получился потрясающий – все невероятно трудолюбивы, все невероятно профессиональны, преданы своему делу. Просто коллектив «бери и делай». Каждый человек на своем месте.

По технической составляющей здесь тоже все здорово. Что касается производственной базы – все, что от нас требуется сегодня, мы делаем.

И теперь стоит вопрос: а что дальше? Если есть люди, есть инструменты, как двигаться дальше?

Сейчас я разрабатываю план развития издательства. Он будет подготовлен к 15 октября. Я не могу раскрыть все детали, но основные элементы, глобальные направления я озвучу. Это те вещи, которыми я не могу поступиться, которые я буду отстаивать просто по определению. Это необходимо не мне, а издательству и университету.

Во-первых, здесь должна сформироваться издательская политика – то есть то, что мы выпускаем. Стоимость издательства равна стоимости издательского портфеля – те книги и авторы, которые в него входят, вот это и есть товар. На сегодняшний день, к сожалению, такой работы не проводилось, поэтому создание издательского портфеля с книгами, которые можно коммерциализировать – это наша цель. На все книги нужно смотреть сквозь позицию коммерциализации. Это поднимет наш уровень, престиж, качество, популярность, продажи? Если да, то мы включаем книгу в издательский репертуар.

Во-вторых, нужно озаботиться созданием качественных оригинал-макетов. Дизайн книги со временем меняется, но люди привыкают работать по одним и тем же шаблонам. Уже везде применяются современные дизайнерские решения, а мы все как будто в 90-х живем. Здесь нет затрат, на самом деле, нужно творчески переработать опыт наших коллег. И книга сразу станет лучше. В это же направление входит и брендирование книг. Ты вот берешь книгу в руки, и сразу понимаешь – вот это «Эксмо», вот это «Лабиринт».

Нужно сделать так, чтобы сразу было заметно, что это тюменская книга, что книга сделана в нашем издательстве.

В-третьих – это электронное книгоиздание. На самом деле здесь проблема оказалась значительно больше, чем я предполагал. Я считаюсь специалистом по электронному книгоизданию в России, но здесь передо мной встают жесткие ограничения – соответствие ГОСТам. В следовании им моя работа ограничена. Вместе с этим нам необходимо придумать свою философию электронного издания: как книга будет выглядеть, как будет себя позиционировать и так далее. Помимо глобальных вопросов следует решить рабочие задачи: ИБЦ нуждается в электронных учебниках для студентов, необходимы публикации в Российском индексе научного цитирования. Это обычные вещи, которых сегодня нет. Их срочно нужно реализовать.

В-четвертых, продажи. Продажи важны сами по себе. Важны даже для пиара. Если вы находитесь в линейке «Озона», то… это хорошо. Дадут ли продажи деньги – я не могу сказать. Это зависит от нашей задачи и от того издательского пакета, который мы сформируем. Однако мы не должны упускать это направление из виду.

И, последнее, пятое, это продвижение. Мы должны продвигать свою книгу. Это большая организационная работа. Различные конкурсы, публикации в профильных изданиях, наше появление в информационных лентах вплоть до ТАСС. Мы знаем, как отбирать книги. Мы можем представлять Тюменскую область на различных конкурсах и выставках. Почему мы не можем представлять свои книги для участия в различных грантах Ассоциации книгоиздателей России? Это все продвижение. Это не более, чем знание всех механизмов, которые протекают в издательском бизнесе. Я эти процессы знаю. Мне интересно в них поиграть по-крупному.

Если мы это сделаем, то мы сможем сделать хорошую книгу, и к ней приложить хороший сервис. А в финале работы мы сможем сделать книгу доступной. Практически все книги, выходящие в Тюменской области, для читателя недоступны. Вы ее где-то можете купить? А где-то скачать в электронном варианте? Тюменская книга редко доходит до массового читателя. И от этого теряют, на самом деле, все. Авторы, издатели, Тюменская область, читатели. Если говорить про лозунги, то мы постараемся сделать книгу доступной в широком смысле этого слова. А если мы сделаем книгу доступной, мы останемся в полушаге, чтобы стать главным тюменским издательством.


Источник:

Управление информационной политики

Меню