Левитация микрокапель как физический феномен

Наука 3 Марта 2015 3151

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) в 2015 году поддержал инициативный проект под руководством доктора технических наук, профессора кафедры микро- и нанотехнологий Физико-технического института Тюменского государственного университета Александра Анатольевича Федорца. Тема исследования - «Экспериментальное и теоретическое исследование наблюдаемой левитации микрокапель и условий формирования устойчивых капельных кластеров над нагреваемой поверхностью жидкости». За три предстоящих года исследователь будет разрабатывать комплексную теорию нового и малоизученного явления – образования структуры из микрокапель, левитирующих над поверхностью жидкости.  Физико-математическая модель капельного кластера будет создаваться в сотрудничестве с известными учеными-теоретиками из Москвы.

Microdroplets.JPG

Ранее, в 2014 г., РФФИ профинансировал другой проект под руководством проф. А.А.Федорца по программе поддержки научных разработок, выполняемых молодыми учеными, в котором для изучения теплофизических процессов в жидкостях был использован лазерный сканирующий (конфокальный) микроскоп, традиционно используемый в биологии и медицине.

Полученные результаты станут основой серии научных статей, которые будут опубликованы в высокорейтинговых российских и международных журналах.

frfbr2.png

На рисунке тепловизионное изображение капельного кластера. Весь кластер занимает площадь около одного квадратного миллиметра, а диаметр каждой капельки меньше толщины человеческого волоса.

Фотографии А.А. Федорца
Fedorets A.A., Marchuk I.V., Kabov O. A. Coalescence of a droplet cluster suspended over a locally heated liquid layer // Interfacial Phenomena and Heat Transfer, № 1, P. 51–62 (2013).

Июль 2018