С 23 по 25 апреля 2025 года в Череповце прошел V Всероссийский форум инклюзивного высшего образования с международным участием «Формирование пространства инклюзивного образования: требования времени, достижения, зоны роста». Событие собрало ведущих ученых, преподавателей и специалистов из 8 стран и 71 региона России.
Оператор Форума – Череповецкий государственный университет, Ресурсный учебно-методический центр Северо-Западного федерального округа России по обучению людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ СЗФО ЧГУ).
Основная цель форума – профессиональное обсуждение актуальных проблем в широком поле вопросов непрерывного и преемственного, бесшовного инклюзивного образования, вопросов социальной, образовательной и трудовой инклюзии; выявление дефицитов, демонстрация достижений, определение зон роста способствующих формированию ценностей инклюзивной культуры в пространстве инклюзивного образования.
«Спасибо нашим ресурсным учебно-методическим центрам и всей сети РУМЦ. Сегодня Череповец объединил более 700 человек – экспертов, специалистов, неравнодушных людей. Форум проходит в смешанном формате. Такое большое и активное участие ещё раз подчеркивает значимость, важность и необходимость тех инициатив, которые мы с вами реализуем, создавая ещё больше возможностей для всех ребят» –отметила Ольга Викторовна Петрова, Заместитель Министра РФ.
Форум стал площадкой для обмена опытом и выработки решений по актуальным вопросам инклюзивного образования. Программа событий была насыщенной и разнообразной: расширенное пленарное заседание; выставка лучших инклюзивных практик РУМЦ ВО и вузов-партнеров; проектная сессия; тренинги личностного роста «PRO-копинги»; брей-ринги; питч-сессии; работа секций и круглых столов; круглый стол по реализации пилотных проектов на территориях Вологодской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской областей и Ставропольского края; мастер-классы; посещение научно-исследовательских лабораторий РУМЦ СЗФО ЧГУ; РНТЦ, Точки кипения.
Участники Форума обсудили ключевые проблемные поля в данной сфере, включая:
1. Теоретико-методологические аспекты формирования пространства инклюзивного образования.
2. Вопросы комплексного сопровождения в условиях социальной, образовательной и трудовой инклюзии.
3. Практики профориентации, образования и трудоустройства инвалидов.
4. Социальная и образовательная инклюзия, личностное и профессиональное становление в условиях инклюзии.
5. Межведомственное, межуровневое и сетевое взаимодействие в образовании.
Инга Валерьевна Патрушева, и.о. директора РУМЦ ТюмГУ представила доклад «Универсальный дизайн обучения как прорывная инклюзивная стратегия в условиях образовательной гетерогенности: исследовательский кейс ТюмГУ» в рамках презентации приоритетных направлений научных исследований в сфере инклюзивного высшего образования.
В рамках работы секции «Сотрудники вуза: от инклюзивной политики до инклюзивной культуры» Ольга Васильевна Огороднова, ведущий эксперт Школы образования ТюмГУ осветила тему «Универсальный дизайн как основание для проектирования дидактических решений в высшем инклюзивном образовании», подчеркнув важность применения принципов универсального дизайна в создании доступной и эффективной образовательной среды.
Три дня плодотворной работы стали важным шагом в определении актуальных вызовов, перспектив и ресурсов развития инклюзивного образования, а также формировании общей стратегии для создания доступной и комфортной среды для всех обучающихся.
Читайте также
-
13 мая 2025
Форум «Плечо рядом»: как поддержать подростков и быть рядом вовремя
17 мая 2025 года в Тюмени пройдёт форум «Плечо рядом» — открытая площадка для честного разговора о подростках, их потребностях, трудностях и возможностях.