В Министерстве образования и науки РФ в октябре проходило совещание руководителей вузов, реализующих программы подготовки педагогов. Разговор на эту актуальную тему в беседе с нашим корреспондентом продолжает участница совещания директор Института психологии и педагогики ТюмГУ ЛюдмилаВолосникова.
– Людмила Михайловна, невооруженным взглядом становится видно, что профессия школьного учителя почти реанимирована и в последние годы приобретает все большую популярность. Как это отразилось на деятельности Института психологии и педагогики? Что нового появилось в педагогическом образовании ТюмГУ?
– Первое, что следует отметить, это возросший интерес абитуриентов к педагогическим направлениям. Второе: существенный рост качества абитуриентов. В 2016 году специалисты Высшей школы экономики представили исследование качества приема в российские вузы. Наиболее существенный рост качества в ТюмГУ произошел на педагогических направлениях подготовки, где доля абитуриентов с высоким средним баллом ЕГЭ – более 70 – выросла на десять процентов, средний балл первокурсников, поступивших в ТюмГУ на программы педагогического профиля, составил 74,6. Это седьмое место по России в таблице рейтинга, а по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» – четвертое со средним баллом 74,7. Существенно повысился средний балл ЕГЭ в Тобольском и Ишимском филиалах: в Ишиме он перешагнул порог в 60 баллов, а в Тобольске практически достиг его.
Третье: в соответствии с Концепцией развития педагогического образования в ТюмГУ, утвержденной в 2014 году, с 1 сентября 2016 года в университете началась реализация единой для всех институтов и филиалов модели подготовки педагога в классическом университете. Разработаны и внедрены единые требования к формированию программ подготовки педагогов (приказ ректора № 171-1 от 20 апреля 2015 года «Об утверждении единых требований при формировании проектов учебных планов образовательных программ по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».
Эти требования представляют собой инновационный вариант по направлению «Педагогическое образование». Основу их составляет практико-ориентированная модель подготовки педагога с высоким уровнем профессиональной и исследовательской культуры, интегрировавшая требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), Профессионального стандарта «Педагог», ФГОС общего образования. Модель разработана на основе экспертных оценок и опроса руководителей школ Тюменской области.
Основными принципами модели являются практикоориентированность, учет требований профессионального стандарта педагога, инклюзивный контент, единые дизайн-программы, единый набор модулей, объем базовой части, объем и общий набор дисциплин модуля «Воспитание, развитие и сопровождение обучающихся со специальными образовательными потребностями» (10 З.Е.), увеличение объемов практики, общие подходы к организации практик, предусматривающие их раннее начало и непрерывность.
– Что даст университету создание Центра Российской академии образования?
– На мой взгляд, проведение учредительной сессии Центра Российской академии образования на базе ТюмГУ является значимым событием для университета и региональной системы образования. Это первая в истории региона попытка консолидировать лучшие площадки педагогического роста, включая университет, школы, колледжи, учреждения дополнительного образования, организовать их сетевое взаимодействие. Академик РАО Светлана Николаевна Чистякова, которая открывала сессию и приветствовала университет от имени РАО, посетив площадки, вошедшие в структуру Центра, в том числе гимназию ТюмГУ, была впечатлена успехами в развитии регионального образования.
– В университете в подготовке учителей математики, истории, других предметов участвуют соответствующие институты. Будущий, например, учитель математики проходит ту же программу, что и «чистый» математик? Кто дает им методику преподавания, какие-то другие специфические педагогические приемы?
– Структура программы подготовки математика существенно отличается от структуры подготовки учителя математики: педагогическая программа включает модуль психолого-педагогических дисциплин в объеме 28 зачетных единиц, а также обязательные социальные, педагогические и вожатские практики. Значительное место в программе учителя занимает методика преподавания предмета. Поскольку в университете реализуется распределенная модель подготовки учителей (учителя физики, например, готовят в Физико-техническом институте, соответственно, методику преподают профильные кафедры института, за которым закреплена программа), методику преподавания трудно отделить от предмета. Но это требует наращивания педагогических компетенций преподавателя университета.
– Насколько университет способен закрыть потребности учреждений среднего образования региона по численности, по набору специальностей?
– В основном университет закрывает потребности региона и по набору специальностей, и по численности специалистов. По данным департамента образования и науки, в 2015 году в школы области пришли 362 молодых педагога, в том числе выпускники головного вуза ТюмГУ – 154, Тобольского филиала – 14, Ишимского – 72. Однако проблемы есть. И прежде всего –отчуждение от педагогической профессии на старших курсах по ряду внешних причин.
– Сегодня по школьной программе активно озвучиваются предложения внести/изъять некоторые предметы, сократить число учебников (или их вариантов)… Это предвестники глобальных образовательных реформ?
– Глобальные реформы в системе общего образования идут давно: ЕГЭ, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», внедрение Федерального стандарта общего образования с его метапредметным подходом, ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, новых дисциплин – робототехники и второго иностранного, введение устной части ЕГЭ, переход к онлайн-образованию, внедрению в учебный процесс социальных сетей, цифровой инфраструктуры, технологий дополненной реальности, смешанного обучения, федеральных контрольных работ, поддержка талантливых детей… Всего не перечислить. Делается многое. Совсем недавно я была на закрытии областного форума юных исследователей. Сколько талантливых ребят! И как много для них делается, в том числе в университете!
Что касается учебников, должно быть разумное соотношение единства и разнообразия: ведь принцип единства образовательного пространства, закрепленный ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», никто не отменял. В конце октября в Москве проходило большое совещание по педагогическому образованию. Один из ректоров в своем выступлении отмечал, что свобода в установлении содержания образовательных программ обернулась резким ограничением академической мобильности: например, при переезде из одного города в другой студент не может перевестись в другой вуз на аналогичную программу из-за разницы в учебных планах.
– Упомянутое совещание в столице – это подведение каких-то итогов, обмен опытом, официальные директивы на перспективу… Что преобладало?
– Преобладала, наверное, потребность всех – министра, руководителей вузов – в осмыслении всего того, что было сделано в сфере подготовки учителей. Это и разработка Профессионального стандарта, так и не вступившего в силу, и принятие ФГОС, и апробация практико-ориентированной сетевой модели подготовки педагогов, и оптимизация педагогических вузов. Поэтому важен вопрос: а чего мы достигли? Получены ли позитивные результаты? Куда мы двигаемся? Каков форсайт педагогического образования?
Порадовал сам факт созыва в Министерстве образования и науки России руководителей вузов, реализующих программы подготовки педагогов. Такое совещание не проводилось уже 10 лет. Радует внимание министра Ольги Юрьевны Васильевой к проблеме учителя, ее желание изменить ситуацию к лучшему.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ