1. Психологическое здоровье начинается с отношения к ситуации
Задайте себе несколько вопросов:
· Если самоизоляция – это факт нашей реальности, могу ли я его изменить? Если не могу изменить – то могу ли я с этим жить? Если я могу с этим жить, то как именно я хочу это делать?
· Действительно ли это самое страшное, что происходило или может произойти в моей жизни? Сколько кризисов за свою жизнь я уже пережил? Что мне помогло их пережить? (потому что если вы это читаете – значит, вы их точно пережили)
· Если карантин – это время моей жизни, то готов(а) ли я потратить его только на переживания и на ожидание, когда он закончится, или я хочу в это время жить полноценно, насколько это возможно?
2. Один из главных «врагов» на самоизоляции – монотония
В ситуации самоизоляции мы не меняем обстановку, вокруг одна и та же картинка, мы повторяем одни и те же действия.
В результате у нас возникает монотония –состояние сниженной работоспособности, появляющееся в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обедненной (однообразной) внешней среде.
Признаки монотонии:
· переживания скуки, апатии
· сонливость
· снижение тонуса
· ослабление сознательного контроля
· ухудшение внимания и памяти
· продуктивность работы без смены вида труда возможна только при значительном волевом усилии и только на короткое время
Если вы обнаружили у себя эти признаки – начинайте действовать, монотония не исчезнет сама по себе.
Чтобы снизить монотонию в условиях ограниченных ресурсов:
· Меняйте. Что угодно – расположение мебели в квартире, картинку на рабочем столе, домашнюю одежду.
· Переключайтесь. Чередуйте интеллектуальные и ручные виды деятельности, делайте гимнастику для глаз и шейно-грудного отдела и т.д.
· Общайтесь. Поддерживайте общение не только со студентами и домочадцами, но и с коллегами, друзьями (по возможности – не имеющими никакого отношение к образовательному процессу).
· Разговаривайте. О чем угодно, кроме образовательного процесса и короновируса. Вспомните, что в жизни бывают другие темы.
· Двигайтесь. Ходите по квартире, на балкон, вокруг дома.
· Смотрите. Фильмы, сериалы и просто в окно. Альбомы с фотографиями путешествий и других приятных событий вашей жизни. Важно менять картинку перед глазами.
· Читайте. То, что не связано с основной работой. Не обязательно серьезное, главное – увлекательное. Приключения хорошо подойдут, даже если последний раз вы читали что-то подобное в средней школе.
· Обнимайтесь. С близким, с детьми, с домашними животными, с мягкими игрушками – в любом случае это тактильный контакт, который способствует выработке окситоцина.
· Радуйте себя. Составьте список удовольствий и реализуйте хотя бы по одному в день из этого списка (больше – можно!).
· Пишите. В конце дня запишите 5 вещей, которые вас сегодня порадовали (возможно, для этого их придется создать в течение дня – и это как раз то, что нужно).
3. Новости тоже могут вредить психологическому здоровью
Читайте новости о коронавирусе не чаще одного раза в день и ограниченное (заранее запланированное) время. Если вы определились, что это будет 30 минут в день – то через 30 минут волевым усилием закрывайте все вкладки и переключайтесь на другое. Предпочтение - официальным источники либо тем, где излагаются только факты, а не эмоции.
4. Распределение времени – не роскошь, а жизненная необходимость
Выделять время на себя – это не отрыв времени от работы и семьи, а жизненно необходимое восстановление ресурсов.
Расстановка приоритетов позволяет отбросить лишнее. Подумайте, без чего вы можете обойтись (например, действительно ли сейчас настолько принципиально, какие оценки получает ваш ребенок?)
Составьте список дел, которые хочется (!) сделать, и реализуйте их в своем темпе (а если не успели или сегодня не захотели – переносите с чистой совестью).
Установите «режим тишины» - время, когда вы не будете заниматься рабочими делами и отвечать по рабочим вопросам.
Если вас активно призывают к саморазвитию, предлагают бесплатно пройти десять вебинаров и обучающих курсов, срочно выучить язык – остановитесь и подумайте, чего из этого вы действительно хотите. Если не хотите ничего – это нормально, ваши ресурсы не безграничны. Вы имеете полное право не заниматься сейчас саморазвитием. Или заниматься, если вам это приносит радость и дает ресурсы.
5. Нужны занятия, дающие ощутимый результат
Подходит все, что вы делаете руками, и что дает видимый и ощутимый результат прямо сейчас или в ближайшей перспективе: готовить, шить, вязать, выпиливать детали из дерева или собирать роботов. Распечатайте и раскрасьте раскраску (можно антистрессовую, даже не очень приличную). Посадите микрозелень на подоконнике.
Заведите животное (если вы давно хотели, но все никак не могли собраться – сейчас самый подходящий момент: с одной стороны, вы можете сразу же заняться его воспитанием, с другой – животные сами по себе прекрасный антистресс).
Самое важное – прислушиваться к себе, к своим желаниям. Позвольте себе и в условиях самоизоляции получать удовольствие от жизни!
С искренними пожеланиями психического благополучия
Андреева О.С. и кафедра общей и социальной психологии :)
Читайте также
-
13 мая 2025
Форум «Плечо рядом»: как поддержать подростков и быть рядом вовремя
17 мая 2025 года в Тюмени пройдёт форум «Плечо рядом» — открытая площадка для честного разговора о подростках, их потребностях, трудностях и возможностях.