3 июня 2021
1551
Эксперт: Экономическое освоение Сибири в 1950-1980-е годы было частью мирового «великого ускорения»

Историки ТюмГУ показали, как движение в защиту естественной среды озера Байкал повлияло на формирование политики охраны водных ресурсов в Советском Союзе в 1960– 1970-е годы. Споры насчет необходимости строительства целлюлозно-бумажного комбината на Байкале в то время стали самой обсуждаемой темой, причем, не только внутри СССР, но и за рубежом.

Исследование происхождения и восприятия природоохранной политики в СССР по охране водных ресурсов в контексте промышленного освоения Сибири проводится при поддержке РНФ (грант № 20-68-46044).

Невиданный ранее подъем экономики, мировой рост населения, резкий рост потребления нефти и газа во второй половине XX века получили название «великого ускорения». Это явление отражало перемены во взаимоотношениях природы и человека и распространение новой геологической эпохи – антропоцена, характеризующегося значительным увеличением углекислого газа в атмосфере и закреплением решающего воздействия человеческой деятельности на экосистемы и климат Земли.

«Великое ускорение» распространялось как на капиталистические, так и на социалистические страны. Освоение новых территорий шло повсеместно. Только за счет экспансии и создания новых мощных отраслей можно было стать влиятельной экономической и политической силой во второй половине XX века. Например, открытие крупных запасов нефти и газа превратили Ближний Восток в 1950-е годы в важнейший нефтедобывающий регион, а в 1960–1970-е годы таким регионом стала и Западная Сибирь», - рассказал сотрудник сетевого исследовательского центра «Человек, природа, технологии» ТюмГУ Дмитрий Нечипорук.

Менее чем за 15 лет Сибирь стала восприниматься и внутри СССР, и за рубежом не просто как регион новых возможностей, но как обширная и перспективная область для индустриального развития. «С конца 1950-х годов за два десятилетия власти планировали крупномасштабное строительство гидроэлектростанций в Обь-Иртышском, Ангаро-Енисейском и Ленском бассейнах. Планировалось, что к 1980 году выработка энергии на советских ГЭС вырастет по сравнению с 1960 года в 12 раз и достигнет 600 млрд кВт-час в год. В целом по стране в 1960-е годы нацеливались построить 180 крупных гидроэлектростанций», - отметил Д. Нечипорук.

Но экономические амбиции советской власти вступили в конфликт с постепенным осознанием всей серьезности природоохранных проблем, вызванных новым масштабом промышленного освоения слабозаселенных территорий.

Сама проблема ухудшения состояния водоемов, воздуха и земли, а также угроза исчезновения живых видов были осознаны специалистами еще в XIX веке, но планетарный масштаб экологического кризиса стал ощущаться только с конца 1950-х годов. Начало индустриального освоения Сибири в конце 1950-х – начале 1960-х годов хронологически совпало с осознанием республиканскими и союзными властями проблемы охраны природы и принятием ряда природоохранных законов, которые касались прежде всего рационального использования природных ресурсов. Примерно в это же время похожее законодательство появлялось и в странах Европы и Северной Америки.

Одновременно реки Западной и Восточной Сибири продолжали использоваться для судоходства, лесосплава, рыболовства, орошения. Увеличение воздействия на реки страны в связи с их хозяйственным освоением побудило Совет министров СССР выпустить постановление «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР». Однако в документе охрана водных ресурсов в первую очередь понималась как сохранение хозяйственного потенциала водоемов для развития социалистической экономики.

Как подчеркнул историк, решение о строительстве крупных предприятий, менявших облик региона и образ жизни местного населения, принималось в зависимости от аппаратного веса региональных властей и влиятельности министерства. Так, освоение нефтяных месторождений в Западной Сибири не позволило осуществить проект строительства Нижне-Обской ГЭС в 1960-е г.

«Рост озабоченности состоянием рек и морей в 1960-е побудил власти активно утверждать природоохранное законодательство. Были утверждены основы водного законодательства СССР и союзных республик, принят Водный кодекс РСФСР, сформирована юридическую базу для надзора за состоянием водных ресурсов, - сказал Д. Нечипорук. - Однако проблема загрязнения водоемов, атмосферы и почв в CССР так и не была решена. Причины тому - конфликты интересов между ведомствами и предприятиями, а также между плановыми показателями предприятий и ограниченными возможностями по введению очистного оборудования». 



Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ




Фото: nvdaily.ru

Поделиться
-BIO
Институт экологической
и сельскохозяйственной
биологии
ТюмГУ

625003, Тюменская область,
г. Тюмень, ул. Ленина, 25

Михаил Жак
Заместитель директора
(3452) 59-74-00
Марина Топтыгина
Руководитель учебного офиса
59-74-00 (вн. 17178)