Инклюзивное образование в ТюмГУ

Людмила Волосникова: Разнообразие обучающихся как ресурс развития, или о Системе инклюзивного образования

30 Марта 2015 3775

Институт психологии и педагогики в очередной раз доказал свой высокий уровень подготовки педагогов на международном уровне. В рамках проекта Темпус «Подготовка и повышение квалификации педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями TEMPUS IV: 2013-2016», в котором участвуют 16 вузов России, Белоруссии, Украины, ФРГ, Италии, Финляндии, разрабатывается несколько образовательных программ.

 
Волосникова1.JPG

Об участие нашего университета в этом проекте, идеях инклюзивного образования и о том, каким должен быть современный педагог, рассказала директор Института психологии и педагогики Людмила Волосникова.

Наш институт готовит учителей самого разного уровня. Главная цель этого замечательного педагогического проекта – подготовка специалистов для системы инклюзивного образования, а его специфика в понимании того, что такое инклюзивное образование. В Федеральном законе об образовании в России говорится, что инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Современная школа становится все более гетерогенной. Есть дети с задержкой развития и одаренные, больные и здоровые. У нас в обыденном сознании благодаря средствам массовой информации инклюзивное образование ассоциируется с обучением детей-инвалидов. И это не совсем точно, потому что инклюзивное образование включает очень многие категории и идеи. В единой образовательной среде, в едином классе должны учиться все дети: одаренные, средние, с задержкой развития, больные, здоровые, родившиеся с русским языком как родным и люди, для которых русский язык иностранный, дети из благополучных семей и из групп социального риска. 

Новые нормативные документы, принятые Министерством образования и науки, нацеливают на то, чтобы система инклюзивного образования была создана в каждой образовательной организации. А каждый педагог современной школы должен не только психологически принять «не такого», как он человека, но и владеть элементарными психолого-педагогическими компетенциями для развития каждой категории детей, уметь создать эффективные коммуникации в среде между разными детьми, воспринимать разнообразие обучающегося контингента не как проблему, а как ресурс развития.

Решая задачу проекта, мы разрабатываем программы подготовки педагогов. За три года должны создать четыре вида образовательных программ – для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и повышения квалификации. Определена, с одной стороны, общая цель участников проекта – мы должны создать центр инклюзивного образования, вести просветительскую, научную работу, обеспечивать сетевое взаимодействие организаций, которые участвуют в развитии программы. С другой – определенное разделение труда по подготовке определенных модулей. Например, наш университет разрабатывает модуль, который будет содержать комплекс компетенций по работе с детьми-мигрантами и их родителями.

Сейчас идет апробация модулей. Программы наших преподавателей получили одну из самых высоких оценок немецких и финских экспертов, которые подчеркнули многообразие в них образовательных технологий. И это понятно – в нашем университете традиционно сильны педагогические школы, авторитетная школа сформировалась в области коммуникаций.

В октябре минувшего года уже 90 педагогов Тюменской области повысили квалификацию по нашим программам. Сегодня идут тренинги уникального специалиста психодрамотерапевта М.И.Черновой, которая рассказывает о работе с детьми с задержками психического развития. С первого сентября мы включаем эти модули в программы подготовки будущих педагогов. Кроме того, мы проводим исследования, пишем книги, методические рекомендации, ведем очень большую просветительскую работу – с конца 2014 года состоялось 17 тренингов и курсов повышения квалификации.

В заключение отмечу, что философия проекта – это педагогика разнообразия. А главная задача для нас – подготовить учителей учителей(!!!), то есть быть самим готовым обучать педагогов, которые будут работать по нашим программам.




Источник:
Управление информационной политики
Кристина Большакова


Поделиться