Оксана Булгакова: Научить нельзя, можно научиться

Оксана Булгакова: Научить нельзя, можно научиться

28 Мая 2018 1694

В ТюмГУ с аншлагом идут открытые лекции по истории кино. Их автор и исполнитель известный ученый, киновед, переводчик, режиссер, общественный деятель Оксана Булгакова. В ТюмГУ профессор Булгакова курирует совместную магистерскую программу Института социально-гуманитарных наук и Школы перспективных исследований «Цифровая культура и медийное производство».

Булгакова О. DSC_9805.jpg

– Оксана, в вашей профессиональной биографии преимущественно зарубежные университеты, и вот появился российский. Каковы первые впечатления от ТюмГУ, его людей, тюменцев вообще?

– Да, вся моя профессиональная жизнь была связана с немецкими и американскими университетами. Я уехала еще из Советского Союза в Германию сразу по окончании ВГИКа. Там сначала поступила на курсы сценаристов в киношколе, потом – в аспирантуру университета Гумбольдта.

В Тюмени была три раза очень коротко: в первый приезд участвовала в научной конференции, потом работала в комиссии по отбору преподавателей для Школы перспективных исследований и, наконец, на форуме по креативным индустриям участвовала в презентации магистерской программы, которую университет доверил мне курировать. Сейчас впервые приехала на три недели: вести семинары, читать курс лекций по истории кино, дорабатывать последние детали магистерской программы.

Общалась, в основном, с людьми, причастными к Школе перспективных исследований. С удовольствием отмечаю, что они молодые, красивые, ангажированные, мотивированные, знающие, открытые, динамичные, внимательные… Искренне привожу столько эпитетов, потому что эти люди прежде всего умные и, уверена, правильно меня поймут.

С этих же позиций позволю себе говорить о ректоре. Он очень точно оценивает разрыв между образованием и гораздо более динамичным развитием общества. Я имею в виду ситуации, когда после пяти лет обучения выпускники с дипломом университета вдруг обнаруживают, что действительность кардинально изменилась, и все, чему они научились, уже не актуально. Стремление ректора сократить эту пропасть между преподаванием и реальной жизнью кажется мне очень важным.

– Вы повидали много университетов, визуально ТюмГУ идет в сравнение?

– Здесь я мало знаю университетские помещения. Что касается Школы перспективных исследований, то она очень комфортабельна, сделана с большим дизайнерским вкусом, создает креативные коммуникативные пространства…

– ТюмГУ, Тюмень, Сибирь… В вашем окружении эти наименования обозначают, наверное, не самую комфортную среду обитания. Если не секрет, какими путями сюда?

– Я давно знаю директора Школы Андрея Щербенка, наши профессиональные пути пересекались в Нью-Йорке, Тулузе. Он написал об открытии новой программы и пригласил меня сначала просто прочитать здесь лекцию. Приехала. Энтузиазм, с которым Школа развивается, программы, которые здесь внедряются, меня привлекают – всегда интересно стоять у истоков чего-то нового. И в дальнейшем приезжала сюда с любопытством и удовольствием.

– Как западные коллеги восприняли? Из Европы – в Сибирь… Посочувствовали, позавидовали?

– Интересовались, что я здесь делаю. Когда узнали, что развиваю новую магистерскую программу, можно сказать, и позавидовали. Я общалась на эту тему с преподавателями, ректорами нескольких европейских университетов, описывала программу. Они заходили на страницу Школы в интернете и отмечали её новизну, говорили об интересе сотрудничества с ней. Думаю, если Школа будет так же динамично развиваться в избранном направлении, мы вполне сможем привлечь кого-то из тех собеседников к сотрудничеству. Я на личном опыте убедилась (в Университете Гутенберга в Майнце тоже развивала программы и для бакалавров, и для магистров), что это всегда интересно – что-то создавать, реализовывать свое видение нового.

– Вы куратор совершенно новой для ТюмГУ и вообще нестандартной магистерской программы, набор на которую только предстоит. Какими ее составляющими можете «соблазнить» потенциальных магистрантов?

– Эта магистерская программа интересна тем, что она предлагает, в отличие от многих других, динамический и, как я называю, трансмедиальный, или кроссмедиальный, интермедиальный подход, при котором люди могут в течение двух лет пробовать себя в разных ролях, разных профессиях. Они работают над проектами и в этих проектах меняются ролями: могут выступать как продюсер, как автор и режиссер, как монтажер, оператор… В обычной школе вы приходите и учитесь одной из перечисленных специальностей. Здесь программа предлагает попробовать себя в разных ролях и определиться, что вам интересно, где вы можете наиболее продуктивно и креативно развить способности, которые в вас заложены.

Почему такой подход важен? Сегодня часто люди, обучавшиеся, например, на режиссера, вынуждены работать как продюсеры. Навыки нового дела необходимо наработать очень быстро, в силу чего неизбежен путь проб и ошибок, возникает много профессиональных проблем в течение первых опытов. Это присутствует не только в профессиях искусства. Наша программа дает человеку возможность пройти пресловутый «путь проб и ошибок» еще во время обучения.

Кроме того, программа требует и от поступающих определенных качеств. Не технических знаний или специальных программ, этому их как раз научат. Она требует от людей ангажированности, мотивированности, энергии, желания что-то сделать, мыслить футуристически, креативно. Я считаю это очень важным для современного человека в любой профессии. В нашем случае такой подход приобретает особый смысл, потому что медийная индустрия крайне важна сейчас, люди все больше общаются через социальные сети, работают с разными приборами коммуникации, мир познают через медийное отражение и это требует рефлексии, что мы тоже хотим развивать в различных семинарах нашей программы.

– Цифровая культура – это для каждого, наличие «медийного» в названии программы подразумевает, что ее выпускник может работать, в том числе, журналистом, блогером и т.п.?

– Конечно. В процессе обучения он занимается так называемой мультимедийной журналистикой, приобретают компетенции работы в сетях, в интернетгазетах, печатных СМИ, подготовки презентации, блого- или видеорепортажа, причем, мультимедийного, с использованием и звука, и изображения, и текста. При этом еще раз повторю ключевое: мы готовим людей, готовых к динамичной перемене своей роли. И хочу напомнить известную истину, что «научить нельзя, можно научиться», что основу любого образования составляет способность человека учиться самому. Это главная компетенция, которую призвана развивать новая магистерская программа.

Российская медиаиндустрия и телевидение, в частности, очень сильно изменились. Там работают высокопрофессиональные, креативные, просто очень интересные люди. И если Тюменский университет сможет выпускать специалистов такого уровня, это будет замечательно, и я буду удовлетворена своей работой здесь.

– Для этого в первую, наверное, очередь необходим соответствующий состав преподавателей?

– Он формируется. Сейчас мы в стадии переговоров со специалистами из Москвы, Екатеринбурга, других российских и европейских городов. Состав просматривается очень интересный: творческие, молодые, динамичные, с интернациональным опытом люди. Думаю, будет очень профессиональная команда.

– История кино от Оксаны Булгаковой получит свое место в реализации курируемой магистерской программы?

– Кино – это архив визуальных образов, визуальной памяти, созданной за сто с лишним лет кинематографа. Оно очень влияет на наше восприятие, на визуальное воображение, мы подражаем образам из кино, копируем с них очень многое.

История кино не входит в перечень обязательных направлений магистерской программы, но является важной составляющей общего развития. Курс, который я сейчас читаю, направлен на очень широкую аудиторию без специальных знаний. Он просто вводит людей в какие-то важные этапы истории кино как эстетического явления, явления искусства, или как экономического явления (развитие техники, технологий кино). Я надеюсь, что он окажется полезным студентам нашей магистерской программы «Цифровая культура и медийное производство».

 


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Поделиться