Эксперты: этические положения должны быть включены в нормы российских нормативных правовых актов

Обострившийся экологический кризис во всем мире требует поиска новых форм для его преодоления.
Эксперты: этические положения должны быть включены в нормы российских нормативных правовых актов
Эксперты: этические положения должны быть включены в нормы российских нормативных правовых актов

Обострившийся экологический кризис во всем мире требует поиска новых форм для его преодоления. Одним из возможных способов улучшения экологической ситуации является регулирование отношений общества и природы. Долгое время оно осуществлялось с помощью этических, религиозных норм и хозяйственных ограничений. Но в современную эпоху существует необходимость использовать для этой цели правовые механизмы. 

Доцент кафедры философии Ольга Захарова и доцент кафедры административного и финансового права Елена Гладун провели исследование, в ходе которого попытались выяснить, каким образом взаимодействуют этические и правовые нормы и есть ли у современного российского общества возможность усовершенствовать экологическое законодательство, опираясь на нормы этики и морали.

В своем исследовании ученые исходили из того сходства, которое имеют нормы права и этические нормы, и предположили, что лишь те нормы права наиболее эффективны, которые этически приемлемы. В результате были сделаны выводы, что российское экологическое законодательство имеет возможность опираться в своем развитии как минимум на три источника этических норм.

природа.jpgфото.jpg

Первый источник – это народная традиция организации хозяйственной деятельности в соответствии с природными циклами и ограничениями. Такое отношение к природе до сих пор сохранилось там, где связь с землей крепка, где природа – часть жизнедеятельности, то есть в сельской местности. Недаром в народе существует огромное количество пословиц и поговорок на эту тему. Северные народы, проживающие на территории России, например ханты и манси, также  сохранили традиционное отношение к природе, и их жизнь «встроена» в природные циклы.

Второй источник – это идеи русских философов об особенной созидающей, одухотворяющей роли человечества в космосе, в природе. Их подход предполагает, что не природа существует для человека, а человек для природы: для ее преображения, совершенствования. Такая направленность эволюции предполагает наличие у человека творческого духа, высочайших нравственных качеств, разумно организованных технических возможностей.

Третий источник – международное экологическое право, принципы и идеи которого носят глобальный характер и направлены на устойчивое развитие общества.

В процессе исследования стало ясно, что далеко не все этические положения, выделенные авторами, являются основой современного природоохранного законодательства России. Например, не реализованы идеи экологического управления со стороны человека, которые высказывали русские философы-космисты и которые активно развиваются в международном законодательстве. Природоохранным законодательством России практически не создано условий для развития внерациональных мотивов охраны природы: чувства благодарности, восхищения красотой природы и ее совершенством, развития практики диалога в отношениях с природой. Практически отсутствуют основания для формирования личной ответственности за выстраивание отношений с природой и стратегии поведения в природной среде.

«Между тем такие духовные составляющие наших отношений с природой затрагивают самые глубокие чувства человека и являются иногда более сильным мотиватором для пересмотра своего поведения, – говорит Ольга Захарова. – Они имеют глубокие основания в русской культуре и должны развиваться наряду с рациональными, т.е. правовыми конструкциями».

Исходя из проведенного исследования, О. Захарова и Е. Гладун определяют перспективу дальнейшего развития природоохранного законодательства в РФ. Они считают, что этические положения, которые пока не привлекли должного внимания, но имеют основания в культурной традиции, должны быть включены в нормы российских нормативных правовых актов. Потому что именно они будут легко восприняты в обществе и достигнут большей эффективности при реализации экологических правовых норм.


Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Рубрики:
Меню