ИБЦ представляет. Быть на пике информированности

ИБЦ представляет. Быть на пике информированности

Общество и культура 30 Августа 2011 776

В период летних каникул и отпусков Информационно-библиотечный центр продолжал активно пополняться новейшими научными изданиями.

Особо колоритной представляется подборка книг по гуманитарным наукам, увидевших свет при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Бесспорно, крупным обретением стал монументальный том: Архимандрит Антонин (Капустин). Дневник. Год 1881 / отв. ред. Ярослав Н. Щапов. М.: Индрик, 2011.

Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин [1817 – 1894]), выдающийся церковный деятель, основатель Русской Палестины в Святых Землях с центром в Иерусалиме, ученый-византинист с мировым именем. Окончил Екатеринбургскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. Преподавал в Академии, затем возглавлял русскую духовную миссию в Афинах, Константинополе и, наконец, в Иерусалиме. Оставил огромный дневник, занимающий 14 томов и хранящийся в РГИА. Данное издание охватывает лишь часть 12 тома, всего 1 год. В этот год произошло убийство Александра II, освободителя российского крестьянства, реформатора-либерала… Автору было всего 52 года, но он ощущал себя старцем. На страницах дневника можно найти описание разнообразной деятельности архимандрита – строительство храмов, устройство садов, раскопки в святых землях, находки дохристианских и христианских древностей, их описание и хранение, приобретение земель для русской миссии и др.

А вот другое феноменальное издание: Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам / сост. Светлана О. Захарченко. Петрозаводск: ПГУ, 2010. Т. 1 – 2. Письма представляют собой доверительную беседу пастыря с верующими. Они дают потрясающий диагноз болящей русской души XIX в. Письма хранятся в НИОР РГБ. Их более тысячи, они охватывают период с 1820 по 1860 гг. Есть письма Гоголю, славянофилу Ивану Киреевскому, профессору Степану Шевыреву, лидеру общества «любомудров», княгине Софии Оболенской, литературному критику и цензору Николаю Елагину, дружествующему с Герценом, и др.

Следующий знаковый труд: Добрый кормчий: почитание святителя Николая в христианском мире / сост. Александр В. Бугаевский. М.: Скиния, 2011. Этот сборник содержит переводы с греческого и латинского агиографии о Св. Николае, исследования современных российских и зарубежных ученых. Агиография предстает не как собрание чудес, а как имеющие исторические основания тексты. Самым ранним агиографическим повествованием считается произведение византийского автора Евстратия «О появлении души после смерти» (VI в.) Любопытно, что археологические изыскания в Мире Ликийской, главном месте деятельности Св. Николая, выявили площади, мощенные плитами, гранарий (зернохранилище), 5 базилик и др. объекты, упомянутые в тексте…

От историко-церковной литературы перейдем к изданиям по искусству.

Явно выделяется блистательная работа Юрия П. Маркина «Немецкая скульптура. 1900 – 1950» (М.: Галарт, 2011). Немецкая скульптура первой половины ХХ в. отразила амбиции Германии на роль ведущей метрополии европейской культуры, теснящей Францию, Англию и Италию. Одна из самых сложных фигур той эпохи – Арнольд Брекер. Необыкновенно талантливого его считают продавшим душу дьяволу за сотрудничество с Рейхом. Он стал скульптором номер один при Гитлере, был членом Прусской Академии, профессором Высшей школы изобразительных искусств, участвовал в проекте создания Нового Берлина, его скульптурного возвеличения, оформлении Триумфальной арки, дворца фюрера. Был арестован в 1945 г., подвергнут суду, приглашался Сталиным и Франко, но отказался; был оправдан, когда был представлен список 59 евреев, спасенных им от смерти…

Заслуживает внимания книга Светланы П. Батраковой «Театр – Мир и Мир – Театр: творческий метод художника ХХ в. Драма о драме» (М.: Памятники исторической мысли, 2010). Еще Аристотель говорил об отличии историка от поэта. Первый пишет о действительно случившемся, второй – о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия, по его убеждению, основательнее истории… Театр ведет свое начало от мифа, мистерий, ритуала. Слово «трагедия», независимо от его этимологии, указывало на ритуальный характер действий. Одни считают, что оно образовано от хеттского глагола «плясать», другие убеждены, что оно указывает на древнегреческие «песни козла», или «песни за козла»; третьи полагают, что оно возникло от греческого названия виноградного сусла.

Театр стал следствием греческого чуда, интеллектуальной революции V в. до н.э. Слово «драма» связано с древнегреческим глаголом «действовать». «Трагедия – есть подражание действию» (Аристотель). «Драма» еще значит раздирание жертвы. Платон считал человека игрушкой богов, его жизнь – трагедия. Совершенное государство, по его мнению, наиболее истинная, наилучшая трагедия. С эллинов установилась театроцентричность мира… «Мир обманывает, жизнь лжет, фортуна надувает, здоровье подводит, юность проходит…», - фиксировалось в одном испанском памфлете XVII в.

Невозможно пройти мимо монографии Геннадия Г. Дадамяна «Атлантида советского искусства. 1917 – 1991. Ч. 1 (1917 – 1932)» (М.: ГИТИС, 2010). Советское искусство исчезло у нас на глазах, как Атлантида. Для современного поколения terra incognita не только герои пропагандистских мифов (Павка Горчагин, Олег Кошевой и др.), но и персонажи Бабеля, Олеши, Эрдмана… Современный молодой человек прагматичен, это не «книжный мальчик» советской эпохи, читающий «там- и самиздатовскую литературу», способный стоять всю ночь в очереди за билетом в Пушкинский музей, дабы посмотреть выставку Дрезденской галереи, или чтобы попасть в театр на Таганке…

Автор пытается выявить парадигмы художественного мышления и массового сознания, обнаруживает отсутствие морально-политического единства советского народа… Парадигматика, по его наблюдению, лучшего всего фиксируется в поэзии…

Из изданий по культурологии, или философии культуры, стоит порекомендовать коллективную монографию «Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современной проблемы образования» (отв. ред. Олег Румянцев. М.: Прогресс-традиция, 2010). Универсальность европейской культуры в том, что она открывает путь человека к себе; человек обладает конструирующей способностью, может дать начало новой культуре. Отсюда потребность в искусственном приобщении к ней. Возникает пайдейя – сочетание образования, воспитания и гимнастики. Пайдейя индивидуальна, но опирается на культурное наследие – поэмы Гомера и Гесиода, театр…

Эти и другие издания можно посмотреть в Информационно-библиотечном центре на выставке новых поступлений, которая находится на первом этаже в научно-библиографическом отделе (ул. Семакова, 18).

 

Отдел информации и связей с общественностью
по материалам ИБЦ

Поделиться
Август 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики