544161-TEMPUS-1-2013-1-UK-TEMPUS-JPCR 

Aston University

«Совершенствование преподавания европейских языков

на основе внедрения онлайн-технологий в подготовку учителей»

DeTEL (2013-2016)

 

 


Совершенствование преподавания европейских языков

 на основе внедрения онлайн-технологий в подготовку учителей


Открытие проекта Темпус

С 3 по 5 марта 2014 года ТюмГУ принимал большую делегацию зарубежных и российских партнеров нового трехлетнего проекта Темпус (в количестве 17 человек). Программа Европейской комиссии «Темпус», в прошлом году отметившая свой 20-летний юбилей, хорошо известна в Тюменском университете с 1993 года, то есть с самого начала ее деятельности, благодаря участию в 15 проектах, в девяти из них ТюмГУ являлся главным бенефициантом.


Всего в проекте участвуют 10 вузов из 6 стран и Департамент образования и науки Тюменской области. В группу управления проектом входят главный координатор проекта д-р Сью Гартон (Университет Астон, СК), координатор со стороны стран-партнеров д-р Г.В. Телегина (ТюмГУ, РФ), координаторы (контактные лица) от каждого вуза-партнера. Координирующей структурой от ТюмГУ выступает Региональный институт международного сотрудничества во главе с директором Г.В.Телегиной, имеющей опыт координирования девяти проектов Темпус и являющейся членом двух экспертных комиссий Еврокомиссии. 

DSC_5362.jpg

В консорциуме проекта три европейских партнера: Университет Астон (Великобритания), грантодержатель, партнер ТюмГУ по предыдущему проекту Темпус, посвященному разработке квалификационных рамок в экологической сфере и модернизации программ бакалавриата и магистратуры. Новые партнеры Университет Кан Нижняя Нормандия (Франция) и Педагогический университет Фрайбурга (Германия) имеют большой опыт успешной деятельности в условиях Болонского процесса.  В этих университетах эффективно работают центры образования на основе виртуальных технологий, реализующие как программы базового образования, так и дополнительного «образования через всю жизнь». В консорциум входят также три  российских университета - Тюменский госуниверситет,  Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского и  Воронежский государственный университет; два узбекских лингвистических вуза - Узбекский государственный университет мировых языков (г.Ташкент) и Самаркандский государственный институт иностранных языков; два украинских университета – Киевский национальный  лингвистический университет и Николаевский национальный  университет им. В.О. Сухомлинского.


Новый проект Темпус «Совершенствование преподавания европейских языков на основе внедрения онлайн-технологий в подготовку учителей» нацелен на повышение  потенциала университетов-партнеров, осуществляющих подготовку  преподавателей  европейских языков, в частности, на усиление взаимосвязи между средним и высшим образованием, путем разработки и внедрения основанной на онлайн-технологиях и Европейской системе переводных зачетных единиц магистерской программы подготовки учителей иностранных языков.


Задачи проекта:

- разработка новой модели обучения учителей;

- создание сообщества высококвалифицированных преподавателей, способных осуществлять повышение квалификации школьных учителей;

- разработка и внедрение магистерской программы для учителей европейских языков на основе онлайн-технологий;

- открытие центров дистанционного доступа к обучающим ресурсам для школьных учителей;

- создание потенциала для интернационализации высшего образования через интерактивное сетевое общение педагогов.


Проект удачно вписывается в федеральную программу развития российского образования: его цели особенно актуальны в контексте планируемого с 1 января 2015 года ввода нового стандарта подготовки учителей. Этот стандарт предполагает, что современный учитель должен владеть хотя бы одним иностранным языком на уровне его активного использования в работе со школьниками, а также свободно владеть компьютером, проводить видеоконференции, видео-презентации, вести уроки по скайпу и использовать богатейшие ресурсы и возможности профессионального общения, предлагаемые интернет-сообществом.  В этом смысле российские вузы-члены консорциума получат хорошую поддержку при разработке соответствующих магистерских программ для подготовки школьных учителей, возможность для повышения квалификации преподавательских кадров в европейских вузах-партнерах. Важная стратегическая роль в решении задач проекта отведена представителю работодателей - Департаменту образования и науки Тюменской области, формирующему региональную политику в сфере образования.  Участие в проекте двух узбекских лингвистических вузов - Узбекского государственного университета мировых языков (г.Ташкент) и Самаркандского государственного института иностранных языков - позволит им не только обучить преподавателей новым технологиям и разработать магистерские программы, но и стать ведущими вузами в этой сфере. Министерство образования Узбекистана недавно поручило Узбекскому государственному университету мировых языков (г. Ташкент) создать республиканский центр подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров: в этой связи участие в данном международном проекте принесет вузу несомненную пользу. Вопросы качества языкового образования в школе и вузе, современные методы обучения также в центре внимания и украинских университетов-членов консорциума – Киевского национального лингвистического университета и Николаевского национального университета им. В.О. Сухомлинского.


bb.JPG


В рамках программы мероприятий по открытию проекта в Тюменском государственном университете были успешно проведены:


–        круглый стол «Проблемы подготовки учителей иностранного языка в европейском, национальном и региональном контексте», на котором обсуждались достижения и проблемы подготовки преподавателей иностранных языков как в европейских странах, так и странах-партнерах России, Украине и Узбекистане;

–        координационное совещание и практический семинар для участников программы Темпус с целью согласования многочисленных мероприятий проекта и создания условий эффективного взаимодействия, необходимого для успешной проектной работы в составе большого международного консорциума.


Гости Тюмени познакомились с историей города, его историческими достопримечательностями и современными районами. Город произвел на гостей очень хорошее впечатление. Знакомство с ТюмГУ было продолжено в ходе посещения базы практики и отдыха «Лукашино», где участники проекта продолжили обсуждение планов межуниверситетского сотрудничества, наслаждались красотой заснеженного леса и осваивали особенности зимнего отдыха – для всех зарубежных гостей это было первая – и незабываемая - встреча с Россией.


Информация подготовлена РИМС ТюмГУ.

По всем вопросам просим обращаться в Региональный институт международного сотрудничества ТюмГУ по адресу:

г. Тюмень,ул. Ленина,23, оф. 215

Тел. /Факс: +7 (3452) 45 -57-04(офис), 45-50-86  (Н.В.Штыкова)

Эл.почта: riic@utmn.ru

http://www.utmn.ru/riic/


Стажировка участников проекта Tempus во Фрайбургском педагогическом университете


С 24.05.2014 по 08.06.2014 года под руководством координатора проекта проф. Маттиаса Хутца прошла стажировка в г. Фрайбург.

Программа стажировки включала семинары, в ходе которых обсуждались системы образования Германии, России, Украины и Узбекистана. Профессор Оливье Менц подробно рассказал о системе образования ФРГ, уделив большое внимание земле Баден-Вюртемберг, в которой находится г. Фрайбург. Участники проекта из России (Ярославский педагогический университет, Тюменский государственный университет, Воронежский государственный университет), Украины (Киевский национальный лингвистический университет, Николаевский национальный университет), Узбекистана (Ташкентский университет мировых языков) представили программы подготовки учителей иностранного языка в своих вузах.

Участники проекта посетили школы г. Фрайбург и г. Брайзах, познакомились с особенностями преподавания иностранного языка в разных типах школ (Realschule, Werkrealschule, Gymnasium), присутствовали на уроках английского языка, которые проводили студенты педагогического университета. Каждый урок был подробно проанализирован студентами, учителями, руководителем практики.

Кроме того, стажеры посетили занятия в педагогическом университете г. Фрайбург по направлениям TEFL (английский как иностранный) и DAF (немецкий как иностранный).

Преподаватель университета Вивьен Меллор-Шварце прочитала лекцию и продемонстрировала работу учебной онлайн-платформы ILIAS, которая используется в вузах Германии для подготовки дистанционных курсов.


5.jpg   6.jpg   1.jpg   2.jpg   3.jpg     4.jpg



Стажировка в Великобритании

С 04.06.2014 по 16.06.2014 прошла стажировка в университете Астон (г. Бирмингем, Великобритания).

Цель стажировки – ознакомление с методами, приемами и технологиями, используемыми в процессе преподавания современных европейских языков в различных типах образовательных учреждений Великобритании, освоение новых информационных технологий, применяемых в учебном процессе, обсуждение возможностей создания магистерской программы по подготовке учителей иностранных языков.

Стажировка проходила под руководством директора послевузовских программ факультета иностранных языков университета Астон д-ра Сью Гартон. Программа стажировки включала:

— посещение занятий по иностранному языку и другим предметам в средних школах, частных лингвистических школах и университете Астон;

— анализ и обсуждение  занятий с преподавателями и руководством учебных заведений;

— участие в семинарах с целью сравнительного анализа методов, приемов и технологий, используемых в процессе преподавания современных европейских языков в образовательных учреждениях Великобритании и странах-участниках проекта;

— презентацию подготовленных данных и материалов по особенностям системы подготовки учителей иностранных языков в странах-участниках проекта;

— культурные мероприятия (встреча с мэром г. Бирмингем, экскурсии, поездки, посещение выставок и спектаклей).

Участники проекта посетили занятия по английскому языку в Лингвистическом центре Брассхаус, интегрированные уроки французского языка и географии в женской средней школе Бордсли Грин, уроки английского, французского, испанского, латинского языков в Академии Сидней Стрингер в г. Ковентри, занятия по английскому языку в университете Астон.

 3.jpg   2.jpg   4.jpg 



Семинар-тренинг «Работа с электронной образовательной платформой Moodle». 

с 15 декабря по 17 декабря 2014 г. прошел семинар в Воронежском Государственном Университете (г. Воронеж, Россия), в рамках проекта Темпус "Cовершенствование преподавания европейских языков на основе внедрения он-лайн технологий в подготовку учителей".

В состав рабочей группы вошли представители профессорско-преподавательского состава вузов Узбекистана (УзГУМЯ) и Российской Федерации (Тюменский государственный университет, Ярославский государственный педагогический университет)

В соответствии с общей целью проекта – содействие модернизации и интернационализации российского и узбекского высшего образования через совершенствование преподавания европейских языков на основе внедрения онлайн-технологий – и необходимостью решения текущих задач, была разработана и реализована программа рабочей сессии, которая включала в себя различные виды деятельности.

В ходе семинара-тренинга были проведены следующие мероприятия:

• Семинар «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Требования. Возможности и особенности реализации учебного процесса в образовательной среде на базе системы Moodle. Создание электронных образовательных ресурсов в среде портала Moodle» (директор Центра электронных образовательных технологий ВГУ, к.т.н. А.П. Толстобров).

• Лекция: Преподавание английского языка на профильном факультете с использованием новых информационных технологий: концептуальные решения. (д.ф.н., проф., зав. кафедрой английской филологии Л.В. Цурикова)

• Лекция: Формирование комплексных речевых умений на первом иностранном языке с использованием ИКТ. (к.п.н., доцент Е.Ю. Чайка)

• Лекция: Использование ИКТ в процессе реализации образовательных программ на факультете романо-германской филологии ВГУ. (д.ф.н., проф., декан факультета РГФ Н.А. Фененко)

• Лекция: Роль ресурсных центров в совершенствовании преподавания иностранных языков с использованием новых ИКТ. (д.ф.н., проф., зав. кафедрой французской филологии Е.А. Алексеева)

• Практическое занятие по английскому языку с использованием новых ИКТ. (к.ф.н., доц. Быстрых А.В.)

• Практическое занятие: Иноязычная письменная деловая коммуникация. Особенности составления и реализации электронного УМК на базе платформы Moodle. (к.ф.н., преподаватель С. Ю. Булгакова)

• Практическое занятие: Использование новых информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки специалистов, обучающихся по программе 035700 Лингвистика. (к.ф.н., доцент В. Ю. Иванова)

 Moodle.jpg 



Тренинг-семинар в городе Фрайбург

В январе 2015 года в Педагогическом университете г. Фрайбурга с успехом прошёл тренинг-семинар для участников консорциума.
В ходе семинара:
• определены тематика и содержание модулей, входящих в структуру разрабатываемой в рамках проекта магистерской программы «Преподавание иностранных языков с использованием онлайн-технологий»;
• выработаны основные принципы организации самостоятельной работы магистрантов в виртуальной образовательной среде.
В процессе планирования дальнейшей работы были сформированы рабочие группы, включающие представителей всех десяти вузов-участников проекта, и названы их руководители, ответственные за разработку дидактических модулей и отбор тематического содержания.
 1.jpg  2.jpg  3.jpg  4.jpg  5.jpg  6.jpg  7.jpg


Тренинг-семинар в Узбекистане

С 25 апреля по 9 мая 2015 года в вузах-партнерах проекта, Узбекском государственном университете мировых языков и Самаркандском государственном институте иностранных языков проходил тренинг-семинар для участников консорциума.
В ходе семинара рабочие группы, включающие участников от всех десяти вузов-партнеров (Россия, Украина, Узбекистан, Великобритания, Германия, Франция), представили результаты работы над методическим содержанием модулей, входящих в структуру разрабатываемой в рамках проекта магистерской программы «Преподавание иностранных языков с использованием онлайн технологий».

Во время встречи с ректорами этих вузов обсуждались конкретные вопросы по укреплению сотрудничества: о реализации совместных научных проектов, о совместных публикациях в журналах ВАК, а также об усилении академического обмена между вузами.

 Тренинг Узбекистан.jpg


Курсы повышения квалификации «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка»

С 11 января по 06 февраля 2016 года в Региональном институте международного сотрудничества прошли курсы повышения квалификации «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка», в которых приняли участие 8 слушателей.
 3.JPG  4.JPG  5.JPG  1.JPG  2.JPG



Методический семинар в режиме он-лайн для преподавателей английского языка

В конце января 2016 года состоялся семинар в режиме он-лайн для преподавателей английского языка с доктором Нур Куртоглу-Хутон http://www.aston.ac.uk/lss/staff-directory/hootonn/

 Методический семинар в режиме он-лайн.JPG



Презентация классов Moodle

6 февраля 2016 года в Региональном институте международного сотрудничества при Тюменском Государственном Университете были представлены презентация виртуальных классов магистерской программы по подготовке учителей иностранных языков, размещенной на образовательной платформе Moodle.

 1.JPG  2.JPG  3.JPG  4.JPG  5.JPG



Визит Сьюзан Гартон в РИМС

12 февраля 2016 года Тюменский государственный университет состоялся посетила Сьюзан Гартон, Директор послевузовских программ на английском языке, Университет Астон, Великобритания.

В ходе визита состоялись следующие мероприятия:

• обсуждение модуля «Методика преподавания иностранных языков» магистерской программы;
• методические занятия по модулю «Методика преподавания английского языка»;
• обсуждение магистерской программы «Теория преподавания иностранных языков и культур»;
• обсуждение рабочей программы модуля «Дискурсивные практики первого иностранного языка»;
• обсуждение рабочей программы модуля «Использование ИКТ в преподавании иностранных языков»;
• семинар-тренинг по академическому письму на английском языке;
• рабочее совещание по проекту Темпус;
• методические семинары-тренинги.

 17.jpg  18.jpg  21.jpg  24.jpg  8.jpg  9.jpg



Рабочая встреча участников проекта Темпус во Фрайбурге

 

С 27 июня по 10 июля 2016 года прошла очередная рабочая встреча участников консорциума в рамках проекта Темпус «Совершенствование преподавания европейских языков на основе внедрения онлайн-технологий в подготовку учителей» в вузе-партнере – Педагогическом университете г. Фрайбурга.

Основная цель этого мероприятия заключалась в экспертной оценке результатов реализации модулей магистерской программы «Преподавание иностранных языков с использованием онлайн технологий» в течение первого, пилотного, года обучения и совершенствование учебных материалов на основе этой оценки.

На итоговом совещании были обсуждены вопросы дальнейшего сотрудничества как в рамках данного проекта, сроки реализации которого по решению Европейского Совета продлены до 2017 г., так и по другим направлениям совместной деятельности в области модернизации и информатизации высшего педагогического образования в вузах – участниках консорциума.

1.jpg   2.jpg  4.jpg  6.jpg 5.jpg 


 
Визит Г.В. Телегиной в Воронежский государственный университет


21.09.2016 года состоялся визит Галины Валентиновны Телегиной в Воронежский государственный университет, который продлился до 23.09.2016 года.

Целью её визита стал аудит реализации проекта рабочей группой Воронежского государственного университета.
В период своего пребывания Галина Валентиновна изучила всю отчетную документацию по проекту и провела серию консультаций с преподавателями, осуществляющими учебный процесс по магистерской программе «Преподавание иностранных языков с использованием онлайн-технологий».


 1.jpg  2.jpg  3.jpg  4.jpg  5.jpg  6.jpg  7.jpg



Методический тренинг участников проекта Темпус в Ташкенте

С 21 по 25 ноября 2016 года в Узбекском государственном университете мировых языков прошла встреча участников проекта Темпус.

Рабочая встреча была организована в формате методического тренинга, посвященного современным подходам в подготовке преподавателей иностранных языков в магистратуре. Основная цель этого мероприятия заключалась в презентации результатов реализации проекта Темпус в вузах-участниках консорциума и каскадном обучении преподавателей вузов Республики Узбекистан и студентов-магистров Узбекского государственного университета мировых языков (УзГУМЯ).
На итоговом заседании представители вузов, членов консорциума, получили сертификаты, подтверждающие их участие в тренинге по каскадному обучению в УзГУМЯ с целью диссеминации опыта преподавания иностранных языков с использованием информационных технологий.

 4.jpg  5.jpg  6.jpg  1.jpg  2.jpg  3.jpg