Наталья Фролова: «Наш вуз устремлен в будущее!»

Наталья Фролова: «Наш вуз устремлен в будущее!»

15 Июня 2017 609

Новое поколение ориентировано на жизненный успех, залогом которого является качественное образование, однако принять решение о направлении своего дальнейшего жизненного и профессионального пути не всегда просто. Современный мир развивается крайне динамично, перемены в технике, экономике, политике, науке происходят очень быстро, не является исключением и система образования. И сегодня, когда многие выпускники школ стоят перед важным для себя выбором, мы встретились с директором Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиала) Тюменского государственного университета Натальей Фроловой.

img_0004-_1_.jpg

– Наталья Владимировна, какой он – Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева сегодня?

– Многогранный. Мне довелось стать его руководителем в год 100-летнего юбилея. Во время праздничных торжеств звучало множество откликов и воспоминаний об институте.

С одной стороны, это вуз с вековой историей, бережно сохраняющий свои традиции. С другой стороны, наш вуз устремлен в будущее. В составе Тюменского государственного университета мы участвуем в Проекте 5-100, который направлен на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-исследовательских центров.

А если говорить языком цифр, то сегодня в Тобольском пединституте обучаются 2677 студентов по 87 образовательным программам высшего образования и 578 студентов по 6 программам среднего профессионального образования. Институт осуществляет набор по 19 направлениям бакалавриата и 6 специальностям среднего профессионального образования на базе 9-х и 11-х классов. На 2017/18 учебный год по государственному заданию и гранту Тюменской области нам выделено более 500 бюджетных мест, в целом план набора рассчитан на прием свыше 800 абитуриентов. Подготовку студентов ведут 113 преподавателей, в том числе 72 кандидата и 7 докторов наук.

Каковы перспективы развития вуза в условиях жесткой конкуренции? Что дает основания для уверенности в его будущем?

Сегодня мы ведем активную деятельность по разработке и внедрению новых образовательных стратегий и подходов, направленных на модернизацию профессиональной подготовки педагогов. Меняются форматы и технологии взаимодействия преподавателей и студентов. Все чаще используются информационные технологии, существует запрос на командную и проектную работу. Вовлекаются в процесс обучения преподаватели других вузов с целью совместной реализации образовательных программ.

Коллективом преподавателей института разработан проект «Открытая школа опережающих технологий». Институт планирует стать образовательной площадкой для всех возрастов: от дошкольников («детский университет») до людей третьего возраста. Уже запущен проект детского досугового центра «Евросад «Мы вместе», реализуемый в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел» компании ПАО «СИБУР Холдинг». 

В ответ на запросы современного рынка труда мы разрабатываем новые программы: адаптивную физическую культуру для лиц с отклонением в состоянии здоровья, физическую культуру; русский язык как иностранный, иностранный язык; тьюторство; социальное сопровождение.

Идет работа над Программой развития института до 2020 года, для чего создан Проектный офис. 

Есть мнение, что в местные вузы поступают только те абитуриенты, которые не могут больше никуда поступить, так ли это?

Нет, я так не считаю. Мое мнение основано на достижениях и успехах наших студентов и выпускников. Например, выпускница Тобольского пединститута (филиала) ТюмГУ Виктория Алёшина в настоящее время продолжает образование в Университете Лидса (University of Leeds) в Великобритании по программе «Глобальное образование». Выиграть такой грант на оплату обучения в зарубежных университетах сложно, но нашей выпускнице это удалось.

А какого абитуриента ждете вы?

Мы ждем целеустремленных, думающих, мотивированных на выбранную профессию абитуриентов, готовых к динамичному саморазвитию в коллективе успешного, инновационно развивающегося вуза. Сегодня изменяется и отношение абитуриентов к педагогической профессии. Уровень подготовки выпускников школ, которые приходят учиться к нам, повышается год от года.

Средний балл ЕГЭ зачисленных на первый курс в наш вуз вырос с 53,7 в 2012 году до 58,91 в 2016 году.

С целью привлечения в наш вуз энергичных и творческих людей разрабатываются и реализуются многочисленные проекты и программы: научные школы для одаренных детей «К.В.А.Н.Т», программы по робототехнике, летняя естественно-математическая школа, олимпиадное движение, в сентябре запланировано открытие Центра по олимпиадной подготовке школьников.

Надо сказать, что в рамках приемной кампании 2017 года институт развернул беспрецедентную по своим масштабам серию рекламных мероприятий. Никогда ранее к такому объему распространяемой информации и охвату территории институт не прибегал. Задействованы все популярные средства массовой информации: печатные периодические издания, радиостанции, телевидение и социальные сети. 

Мы настроены на большую востребованность института среди абитуриентов 2017 года с высокими результатами ЕГЭ.

Чем может быть интересен Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева современным абитуриентам – представителям поколения цифровой эпохи?

Участие нашего университета в программе «5-100» дает возможность включаться в актуальные проекты и школьникам, и студентам, и преподавателям.

Школьники и студенты могут заниматься научным и техническим творчеством, освоением новых, в том числе цифровых, технологий на базе Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – «Тобольск-ПОЛИТЕХ», обладающего современным высокотехнологичным оборудованием: 3D-сканерами, 3D-принтерами, лазерными станками, плоттером. С 2016 года наш институт имеет статус регионального ресурсного центра Российской ассоциации образовательной робототехники (РАОР) и является региональной площадкой по подготовке к общероссийским робототехническим соревнованиям «ИКаР» («Инженерные кадры России») для учащихся общеобразовательных организаций.

В феврале 2017 года мы провели региональный отборочный робототехнический фестиваль «РобоФест-Тобольск 2017». Победители соревнований, вместе с нашими преподавателями, представляли Тюменскую область на IХ Всероссийском молодежном робототехническом фестивале «РобоФест-2017» в Москве. Две наши команды – «Зеленое счастье» и «Шмели» – стали победителями в номинациях «Самый креативный подход» и «Пытливые умы». 

Сегодня в вузе очень многое делается для активизации академической мобильности, продвижению программ международного образования. Уже обычными для нас стали визиты студенческих делегаций с целью обмена опытом из США, Канады, Италии, Сербии, Германии, Нидерландов и других стран. Но и наши студенты все громче заявляют о себе на международной арене. 

Высшее образование – это не только образовательная, но и исследовательская деятельность. Что планируется сделать в сфере развития научно-исследовательской деятельности института?

Все запланированные инновации построены на научно-исследовательской составляющей, только в этом случае они будут жизнеспособны и эффективны.

Наши преподаватели активно участвуют в грантовой деятельности, защищают кандидатские и докторские диссертации. Например, кандидат исторических наук Светлана Муратова выиграла грант РФФИ на реализацию проекта «Фортификационные идеи и формы долговременных укреплений на пограничных линиях Урала и Западной Сибири XVIII века», а доцент кафедры филологического образования Гузель Файзуллина – грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых по проекту «Корпус татарских народных говоров Тюменской области». Растет число публикаций преподавателей института в высокорейтинговых отечественных и зарубежных журналах, в том числе индексируемых в международных базах Scopus и Web of Science.

Есть и перспективные планы в рамках проекта Программы развития до 2020 года: открытие проектных научно-технологических центров в сфере экологизации, оздоровления, информатизации и киберизации; аналитико-образовательного центра исследования проблем коммуникативного образования и проблем коммуникации в городском пространстве.

Любые изменения всегда ассоциируются с проблемами, болезнями роста. А есть ли такие проблемы в Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева?

Конечно, как и в любой изменяющейся организации, такие проблемы есть. Особенно чувствительной для института является проблема сокращения численности студентов, вызванная прежде всего так называемой «демографической ямой». Однако это проблема не сегодняшнего дня. Сокращение численности студентов неизбежно повлекло за собой структурные изменения. В 2012 году и 2013 году в Тобольской педагогической академии имени Д.И. Менделеева, тогда еще вуз имел самостоятельный статус, произошло сокращение факультетов с 8 до 4.  И в столь непростое для вуза время ему пришлось пройти еще одно испытание – процесс реорганизации. Академия была признана неэффективной по результатам мониторинга эффективности вузов России.

Отмечу, что в результате присоединения к Тюменскому государственному университету Тобольский педагогический институт пополнил свой кампус великолепным историческим зданием, расположенным в центре города по адресу: ул. Ремезова, 26. Величественные мраморные лестницы, большие и светлые аудитории с современным ремонтом, высокотехнологичное оборудование – все это создает для студентов комфортные условия для получения качественного образования.

Мы считаем оптимистический взгляд на ситуацию оправданным. «Дно» численного сокращения абитуриентов пройдено. Уже на следующий, 2018–2019 учебный год Министерством образования и науки РФ выделено почти на 100 бюджетных мест больше, чем в этом. Разрабатываются новые направления подготовки, которые, как мы считаем, будут привлекательны для современных абитуриентов. С ростом количества студентов произойдут и позитивные структурные изменения в институте. У нас есть планы по созданию кафедр по новым направлениям подготовки, развитию магистратуры. Впереди – переход на новую модель управления: руководство образовательными программами, развитие проектного управления и сетевого взаимодействия. Уже сегодня запущен процесс заключения договоров с зарубежными и отечественными высокорейтинговыми вузами в образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Тобольский пединститут всегда ассоциировался с понятием градообразующего учреждения города. Как вы считаете, будет ли он играть такую роль в дальнейшем?

Сегодня Тобольский педагогический институт по-прежнему остается важной частью жизни Тобольска, по-прежнему участвует в формировании интеллектуальной элиты города. Более того, ключевая идея развития вуза – стать центром опережающих технологий в образовании, социальной сфере, экономике и производстве, раздвигающих рамки урбанистической экосистемы и создающих модель будущего.  

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Поделиться