Валерий Крюков: Не нужны экономисты, живущие по принципу «что изволите?»

Валерий Крюков: Не нужны экономисты, живущие по принципу «что изволите?»

13 Июня 2018 929

В начале мая в ТюмГУ работала VI Всероссийская школа молодых ученых по эволюционной и институциональной экономике. В числе известных ученых с мировым именем в ней участвовал член-корреспондент Российской академии наук, директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (г. Новосибирск), главный редактор Всероссийского экономического журнала «ЭКО» Валерий Крюков. В беседе с нашим корреспондентом Валерий Анатольевич рассуждает об этой Школе, Тюменском государственном университете и регионе в целом, о «перепроизводстве» экономистов и современным требованиям к этой специальности… 

Крюков DSC_7635.jpg


– Всероссийская школа молодых ученых по эволюционной и институциональной экономике работает почти десять лет, ТюмГУ стал площадкой её проведения в «порядке очередности» или за какие-то заслуги в данном направлении?

– Да, Школа успешно функционирует много лет. Нельзя экономику учить только по учебникам, и Школа создана, в том числе, для того, чтобы с молодыми исследователями обменивались своими знаниями те, кто занимается проблемами на острие экономической науки; она ставит целью приобщение молодых исследователей к пониманию, к соучастию в творческом процессе.

Почему в Тюменском госуниверситете? В какой-то степени я был инициатором такого выбора, пару лет назад высказав коллегам идею провести Школу в Сибири и начать это дело с Тюмени.

Такая идея возникла по двум причинам. Во-первых, это доверие университету. Во-вторых, это признание роли и места Тюменской области, которая является "опорой" реальной экономики страны. Проблема сближения исследовательских задач с практическими возникла не сегодня и не вчера. От Тюмени ("большой" Тюмени – от Карского моря до степей юга Сибири) сегодня, как это сложилось в 60–70-е годы прошлого столетия, зависит экономическое развитие страны (несмотря на желание "перескочить" в прекрасное будущее современной, живущей в другом измерении цифровой экономкики).

– Вы давно и активно участвуете в жизни Тюменского госуниверситета, в его различных мероприятиях, возглавляли здесь одну из государственных экзаменационных комиссий, в настоящее время – член Попечительского совета… Что привлекает здесь столь уважаемого, авторитетного ученого и, естественно, очень занятого человека?

– Мне 63 года. Из них проблематикой Тюменской области занимаюсь 43, с написания в студенчестве курсовых работ по газовым ресурсам региона. Потом была кандидатская диссертация по газоконденсатным месторождениям и проблемам их освоения. Докторскую писал по институциональным проблемам нефтегазового сектора – во многом на проблематике Тюменской области. В 1991 году возглавил сектор экономических проблем Западносибирского нефтегазового комплекса, который был создан в 1991 году в Новосибирске по просьбе Тюменского облисполкома (к сожалению, Тюмени очень долго не везло с научно-аналитическим подразделением академического профиля, поэтому было решено создать его в Новосибирском Академгородке). Я возглавлял это подразделение двадцать с лишним лет, затем оно трансформировалось в Центр ресурсной экономики, сейчас это довольно дружный, сплоченный и узнаваемый в научном мире коллектив.

Тюмень для меня – это моя жизнь. Этот тот регион, где возникли очень многие интересные идеи и были разработаны подходы к решению "вечных" проблем сырьевых территорий. Сейчас здесь, на школе, слушая лекцию академика Полтеровича, его теоретический взгляд на проблемы реформ, на понимание того, как осуществлять процесс перехода от жесткой централизованной экономики к экономике, основанной на рыночных принципах, я вспоминал начало 90-х годов. Тогда практически жил в Тюмени, в 1991 году, например, провел здесь 260 дней. Активно занимались разработкой Закона РФ "О недрах" с целью, прежде всего, решения насущных социально-экономических проблем обширного региона. До сих пор помню реакцию зала в облисполкоме, когда сказал, что главное не нефть добывать, а обеспечивать социально-экономическую отдачу от природных ресурсов региона. Вполне закономерно, что ключевым моментом были вопросы налогообложения и эффективного освоения недр. И фактически многое из того, что сделало Тюмень совершенно другим городом, что послужило мощной базой для решения социально-экономических проблем региона проистекает как раз из Закона РФ "О недрах" в той его версии (до 2002 года), когда регион получал свою доля ресурсных налогов (не только область и округа, но и муниципалитеты).

Подчеркну, Тюменская область – чрезвычайно интересный и важный для экономики и России, и Сибири регион.

Университет – часть Тюмени. Знаю его не понаслышке. На мой взгляд, по динамике прироста компетенций, по динамике развития, это, пожалуй, один из передовых, ведущих университетов на востоке страны, возможно, и России в целом. ТюмГУ пытается себя найти в тех задачах, которые стоят перед регионом, которые решают инновационные компании.

– Чтобы быть, как говорят сегодня, в тренде, успешно решать обозначенные вами задачи, какие дополнительные шаги можете посоветовать вузу?

– Могу только посоветовать не терять темп. И обязательно – больше заниматься наукой. Да, наука здесь прирастает, но, как экономист, я могу сказать, что пока свое научное кредо находится в затянувшейся стадии рождения. Не могу понять, почему такой интересе к глобальным проблемам при малом интересе к тому, что делается вокруг и рядом? Об этом можно судить по публикациям, книгам, выступлениям коллег. Необходимо больше инициатив, больше интересных работ, связанных с обобщением, осмыслением и выработкой направлений развития региона. Это означает быть ближе к жизни, заниматься научными исследованиями "от земли", не бояться и не стесняться ставить острые вопросы.

– Нередко можно слышать, в том числе от официальных лиц, что в стране перепроизводство экономистов, а экономика, между тем, продолжает хромать. Не тех специалистов готовим? Каких надо? И как?

– Дипломированных экономистов много, экономистов, умеющих анализировать, мало. Не хватает экономистов-аналитиков. Не просто людей, владеющих экономической теорией, а умеющих прикладывать эту теорию к конкретным задачам, которые постоянно возникают. Слов нет, должна быть основательная программа по фундаментальной экономике (макро- и микро), основам современной математики, методам анализа, но нужна и стадия обучения приложению этих знаний к решению различных прикладных задач.

В основе связь образования и научных исследований.

Это главная, как мне представляется, проблема. Как человек, очень много читающий и редактирующий девятый год один из ведущих российских экономических журналов («ЭКО» скоро отметит 50-летие, и уже вышло более 500 номеров), могу сказать о большом дефиците статей глубоких, аналитического плана, остро ставящих проблемы по результатам исследований по экономике нефтегазового сектора, регионального развития, социальным проблемам. Зато очень много работ наукообразных – тех, за которыми нет исследований и нет реальной практики.

И мне представляется, проблема «перепроизводства» экономистов отчасти с этим связана. Не нужны такие экономисты, которые исследуют и анализируют по принципу, «что изволите?». Время требует реального представления ситуации в экономике и происходящих в ней процессов. Поэтому не только и не столько требуют изменений программы подготовки экономистов, сколько усиление внимания к исследовательской составляющей образовательного процесса.

– В отчетах с предыдущих пяти аналогичных Школ говорится о их «высоком теоретическом и практическом значении для решения важнейших социально-экономических задач современной России». По окончании тюменской Школы сможем так сказать? 

– Коллеги, которые читали здесь лекции, ведущие специалисты в России. Доклады глубокие, аналитические, постановочные, вызывающие много вопросов и раздумий. В такой Школе необходимо не присутствие, а соучастие в процессе аргументации и анализа рассматриваемых положений. Этому надо учиться. Посмотрел на аудиторию, увы, пока многие молодые люде не готовы к этому.

Как учить, это отдельная большая тема. Но, не начав исследования, не начав заниматься решением прикладных задач, аналитиком не станешь. Время предъявляет спрос на тех, кто умеет обобщать, анализировать, и предлагать на этой основе разумное решение.


 

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Поделиться