Ученые изучили инклюзивное образовательное пространство вузов

Ученые изучили инклюзивное образовательное пространство вузов

Наука сегодня 20 Декабря 2017 1424

В издательстве ТюмГУ выходит в свет коллективная монография «Инклюзивное образовательное пространство учреждений высшего образования». В ней представлены результаты масштабного исследования, выполненного на базе Международного компетентностного центра инклюзивного образования учеными ТюмГУ и Даугавпилсского университета (Латвия) в рамках проекта «TEMPUS» IV/VI  «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями». В исследовании приняли участие более 2 тыс. респондентов из 10 вузов юга Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа.

Целью исследования стало выявление степени вовлеченности преподавателей вузов Западной Сибири в процесс трансформации высшего образования на основе ценностей инклюзии и разнообразия, а также степени их готовности работе со студентами с особыми образовательными потребностями.

Инклюзия начинается с педагога, убеждена ведущий эксперт инклюзивного образования в России Светлана Алехина. «Учитель – это золотое сечение инклюзии». Исследование показало, что большинство преподавателей университетов Тюменской области позитивно относятся к инклюзии в вузе, 86% поддерживают интегрированное обучение, положительно относятся к инклюзивному образованию, а 78% убеждены, что инклюзивное образование положительно скажется не только на развитии и социализации студентов-инвалидов, но и на их сверстниках с обычными образовательными потребностями.  

Все мы разные. Это установка, с которой начинается профессиональная культура. «Профессиональная культура современного преподавателя вуза включает установку на инклюзию как ценность, а также психологическую и профессиональную готовность педагогов  работать в гетерогенной аудитории на когнитивном, эмоциональном и операциональном уровне», – говорит директор Международного компетентностного центра инклюзивного образования Людмила Волосникова. Между тем ощущают себя профессионально готовыми к работе со студентами с ОВЗ лишь 25% респондентов. Определенным уровнем профессиональных навыков обладает 9% респондентов, однако психологически они не готовы к такой работе. Психологическую готовность выражают 38% респондентов, но жалуются на недостаточный уровень профессиональных навыков.

Педагогам было предложено оценить готовность к работе в инклюзивной образовательной среде. Наблюдается определенный разрыв между показателями психологической и профессиональной готовности. 67% респондентов всегда готовы оказывать помощь студентам с ОВЗ, 75% осознают социальную значимость работы со студентами с ОВЗ в условиях совместного обучения, 53% готовы формировать толерантное отношение общества к студентам с ОВЗ. При этом у 31% опрошенных не сформированы умения использовать специальные подходы к обучению студентов данной категории.

Только 48% респондентов считают, что в их учреждениях созданы материально-технические условия для обучения студентов с ОВЗ, в то же время 71% преподавателей полагает, что в вузах создана толерантная среда для инклюзии.

Как рассказала Галина  Ефимова, руководитель социологической лаборатории ТюмГУ, восприятие и оценка преподавателями существующих инклюзивных практик отличаются. Существенно влияют на отношение к инклюзии такие факторы, как возраст, пол, наличие опыта работы со студентами-инвалидами и частота повышения квалификации.

Отметим, кстати, что на момент опроса повышение квалификации для работы в инклюзивной среде прошли лишь 8% респондентов. «Это факт и вызов, – комментирует Ольга Огороднова, заведующая кафедрой психологии и педагогики детства. – Главное – начать. Современные технологии позволяют решать задачи повышения квалификации результативно, в оптимальные сроки и в интерактивных формах».  

Инклюзивная образовательная среда должна предоставлять ее субъектам возможность для саморазвития, участия в формировании инклюзивной культуры вуза. Респонденты выделили меры, которые наиболее значимы для развития  инклюзивных процессов, среди них названы повышение квалификации педагогов и менеджеров в области инклюзивного образования (66%), на втором месте – подготовка учебно-методической литературы для педагогов и менеджеров (56%), на третьем – освоение технологий индивидуальных образовательных маршрутов.

Инклюзивная политика в образовании должна быть доказательной, утверждает профессор университета Даугавпилса Светлана Игнатьева. Любые практические методы в инклюзивном образовании должны быть основаны на результатах исследований, подтверждающих их целесообразность. Современные методы количественной обработки данных позволили нам разработать и адаптировать оригинальный тестовый инструментарий и методологию, которая в дальнейшем позволит вузам проводить самооценку инклюзивной образовательной среды и разрабатывать стратегии развития на основе анализа полученных результатов.

Бриф исследования представлен в трех статьях в журналах, входящих в RSCI и индексированных Scopus (Journal of Security and Sustainability Issues).  


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики
Поделиться
Июль 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики

Cмотрите также