Образовательные программы

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ - КРЕАТИВНОСТЬ - КОММУНИКАТИВНОСТЬ - ЛИДЕРСТВО

 

 

«Школа Одаренных»

– школа интеллектуального развития

 

Тебе нравится узнавать новое? Тебя интересуют не просто школьные предметы, но и те проблемы, которые осталось за страницами учебника? Ты не согласен с ответами на вопросы, которые интересуют именно тебя? Ты не знаешь, можно ли верить той информации, которую находишь в Интернете? В этом случае выход один: поступай в Школу Одаренных! Обучение в ней не только позволит тебе найти ответы на все интересующие тебя вопросы, разовьет твой интеллект, расширит кругозор, но и значительно повысит твои шансы стать успешным в выборе жизненного пути.

 

Как учим?

Особенность Школы Одаренных – создание условий для оптимального развития одаренных детей. Это общая творческая работа: интеллектуальные марафоны, креативные сессии, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы.

 

Кто учит?

Педагоги Школы Одаренных – ведущие преподаватели, ученые, аспиранты ТюмГУ, победители и призеры олимпиад и конкурсов, лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года». Авторы-разработчики олимпиадных заданий, авторских учебных курсов.

 

Кого учим?

В школе учатся самые умные, талантливые, неординарные и главное – упорные и трудолюбивые школьники. Мы дорожим их непохожестью друг на друга, развиваем и совершенствуем индивидуальные интеллектуальные и творческие способности.

 

Как поступить?

Набор проводится на конкурсной основе среди учащихся общеобразовательных школ Тюмени.

 

Чему учим?

 

Школа Одаренных ТюмГУ учит важнейшим навыкам мышления и исследования: собирать, систематизировать и описывать закономерности, выдвигать гипотезы, обосновывать их, логически рассуждать и выражать свои мысли.

 

Физико-математическое направление

 

Дисциплина «Математика»

Преподаватель:

Захаров Сергей Дмитриевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры программного обеспечения, кафедры алгебры и математической логики Института математики и компьютерных наук ТюмГУ, председатель жюри областных олимпиад по математике, тренер студенческих и школьных команд олимпиад по математике городского, областного, Всероссийского и международного уровней

Горечин Егор Николаевич, старший преподаватель кафедры алгебры и математической логики Института математики и компьютерных наук ТюмГУ,заместитель директора Института математики и компьютерных наук по внеучебной работе ТюмГУ, тренер студенческих и школьных команд олимпиад по математике и физике городского, областного, Всероссийского и международного уровней

Нихти Григорий Валерьевич, ассистент и аспирант кафедры информационной безопасности института математики и компьютерных наук ТюмГУ, педагог-наставник по подготовке школьников 5–11 классов к олимпиадам различного уровня по математике

Цель курса:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Основные развивающие и воспитательные цели

 Развитие:

- ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- математической речи;

- сенсорной сферы; двигательной моторики;

- внимания и памяти;

- навыков само и взаимопроверки.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Воспитание:

- культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

- волевых качеств;

- коммуникабельности;

- ответственности.

Задачи:

• систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;

• совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни;

• формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;

• развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;

• развитие воображения, способностей к математическому творчеству;

• важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;

• формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.

• понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

 

Дисциплина «Информатика/Программирование»

Преподаватели:

Теплякова Елена Вячеславовна, учитель информатики высшей квалификационной категории, педагог-наставник по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам различного уровня по информатике и робототехнике

Колодяжный Михаил Михайлович, ассистент кафедры программного обеспечения Института математики и компьютерных наук ТюмГУ, тренер студенческих и школьных команд олимпиад по информатике городского и областного уровней, студенческих команд – участников межрегиональных и международных чемпионатов по программированию

Развитие алгоритмического мышления – это определяющая цель настоящего курса. Часто полагают, что программирование появилось с изобретением компьютеров. Это не совсем так. В программировании важно не нажимание кнопок, а алгоритмическое мышление как способность для достижения результата планировать действия и предусматривать различные обстоятельства. Мысль специалиста по программированию должна быть настолько ясной, чтобы её мог понять даже компьютер. Компьютер в этом курсе играет роль помощника и окончательного судьи в том, достигается ли ясность мышления, выраженная в списке команд, предназначенных для решения того или иного класса задач.

Умение уточнить проблему в задаче, найти способы её решения, выбрать из найденных способов оптимальный, умение разложить сложную задачу на ряд простых, соединить простые решения в одно комплексное – все эти умения актуальны в настоящее время, востребованы при работе с любым учебный материалом и наиболее эффективно формируются при работе, связанной с алгоритмизацией и программированием.

Для достижения поставленной цели в учебном процессе необходим курс информатики как инструмент для развития алгоритмического мышления и формирования познавательных универсальных учебных действий.

 

Дисциплина «Физика»

Преподаватели:

Могильный Евгений Анатольевич, учитель физики высшей категории, «Молодой учитель-2014», преподаватель Гимназии ТюмГУ, научный консультант победителей и призеров Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее»

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного курса, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Также большое внимание уделяется решению открытых, олимпиадных задач, что способствует реализации творческого потенциала, развитию образного мышления и формированию более широкой эрудиции обучающихся.

 

Дисциплина «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)/«ПРИЗ» (практика решения изобретательских задач)

Преподаватель:

Власов Сергей Александрович, преподаватель областной физико-математической школы, инженер Центра научного творчества и робототехники «ФабЛаб» ТюмГУ, курирует направление «Инженерные соревнования» и «Детские проекты»

Образование, по мысли английского философа А.Н. Уайтхеда, - это обучение искусству пользоваться знаниями. Современный школьник знает много, но лавина научной информации всё растёт. Возникает потребность не столько в самой информации, сколько в умении оперировать ею, находить необычные, нестандартные решения спорных проблем, осознавать необходимость естественной смены научных представлений. Многие теории, эффекты, явления, факты из школьных предметов могут десятилетиями лежать в запасниках памяти, не находя практического применения. Нужен мостик между теоретическими знаниями школьных дисциплин и вариациями их использования. Строится этот мостик с помощью курса «Решение изобретательских задач». Его сущность в том, что новая информация даётся в основном в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания школьных предметов, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Последняя же показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности, включая науку, искусство, бизнес, рекламу, политику, журналистику, криминалистику и др., а самое главное, оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей учащихся.

 

Дисциплина «Умные игры»

Преподаватель: 

Кудашов Григорий Николавевич

«Умные игры» - курс, развивающий интеллектуальные способности, логическое мышление и интуицию, прививающий интерес к спортивным состязаниям и формированию волевых качеств к достижению успеха. В методическую базу «Умных игр» включены интеллектуальные игры на эрудицию, Гениум, японские кроссворды, судоку классические (диагональные, чёт-нечёт), шахматы, гомоку, спортивный бридж, ролевые и настольные игры, интеллектуальные командные игры. 

В рамках курса «Умные игры» слушатели знакомятся с азами «Теории игр» – разделом прикладной математики, изучающей математические модели принятия оптимальных решений в экономической и иных сферах человеческой деятельности.

 

A также…


Дисциплина «Риторика»

Преподаватели:

Ирина Юрьевна Чагина, учитель русского языка и литературы, преподаватель гимназии ТюмГУ, «Учитель Года–2003»

Елена Андреевна Володина, пресс-секретарь заместителя председателя Тюменской областной Думы, преподаватель по искусству публичных выступлений ТОГИРРО, педагог по сценической речи и актерскому мастерству

Особенно остро стоит проблема развития устной речи школьников. По статистике, из общей массы учащихся не более 10% свободно и уверенно владеют родной речью, но не в силу продуктивности школьного обучения, а благодаря уровню речевой культуры семьи, в которой они растут. Подавляющее большинство школьников демонстрируют неумение (а часто и неспособность) построить развернутое устное высказывание, характеризующееся такими качествами, как связность и логичность.

Исправить данную ситуацию возможно посредством специально организованного риторического обучения, которое позволит с учетом индивидуальной речевой манеры подростка выработать модели эффективного речевого поведения.

Курс риторического мастерства направлен на развитие коммуникативных и риторических умений обучающихся, формирование осознанного отношения к собственной речевой деятельности и способности к эффективной коммуникации. Риторика как образовательная дисциплина направлена на развитие метапредметных (универсальных) навыков, необходимых для успешной самореализации, что наиболее значимо в образовательной деятельности талантливой молодежи.

Занятия вследствие возрастных и психологических особенностей учащихся всецело носят практико-игровой характер.

 

Психологическое сопровождение

Чеканова Елена Николаевна

Педагоги-психологи Школы Одаренных осуществляют комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях внедрения и реализации технологии деятельностного метода и развития творческих способностей учащихся. Сопровождение включает диагностику, коррекционно-развивающую работу, консультации и психологическое просвещение.

Систематически проводится мониторинг учебных программ Школы с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития детей. Обучающимся и другим участникам образовательного процесса в связи со спецификой Школы и индивидуальными особенностями учащихся оказывается психологическая, коррекционная помощь.