Кадровый потенциал
2.5. Кадровый потенциал вуза, включая высшее управленческое звено, ППС и НПР

Средняя списочная численность НПР составляет 812, из них 71% докторов и кандидатов наук. Средний возраст НПР - 45 лет. Ключевая проблема кадровой политики университета - необходимость кардинального обновления персонала в короткие сроки - обусловлена низкой научной продуктивностью большинства академических сотрудников, либо нерелевантностью тематики их исследований и разработок мировой исследовательской повестке. Значительное число профессоров (85%) в силу объективных причин (возраст) прошли пик научной продуктивности, а основная доля сотрудников – доценты (432 человека), представляют собой типичный продукт академического инбридинга (как правило, получили высшее образование и ученые степени в ТюмГУ) с присущими им недостатками.

Целевая модель университета предполагает, что к 2020 году не менее 50% НПР будут составлять исследователи, включенные в глобальные академические сети; доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР составит 10%. Доля молодых академических сотрудников, прошедших долгосрочные стажировки в ведущих зарубежных научно-образовательных центрах, составит не менее 5%. Не менее 30% административных работников и 50% штатных преподавателей ТюмГУ будут свободно владеть иностранными языками. Особую роль в формировании пула новых кадров будут играть «постдоки» (250 к 2020 г.) и учебные ассистенты (200 к 2020 г.).

Основные механизмы достижения данных показателей: 1) программа ускоренного качественного кадрового обновления на основе процедур реального конкурсного отбора; 2) установление критериев результативности академической деятельности и введение на их основе системы срочных контрактов с НПР, учитывающей эти критерии при продлении контракта и формировании переменной части заработной платы (эффективный контракт); 3) снижение средней нагрузки на преподавателей за счет трансформации образовательной деятельности, увеличения доли самостоятельной работы студентов, активного использования технологий открытого образования (зачета онлайн-курсов других университетов), а также привлечения к преподаванию учебных ассистентов, аспирантов и «постдоков». Ежегодно не менее 25% академических администраторов будут повышать квалификацию в бизнес-школах и университетах мирового уровня.